Новости

Кризис обходит российскую промышленность стороной?

Российская промышленность удержалась в I кв. 2015 года от кризисного спада производства, несмотря на медленное восстановление спроса после январских каникул. Начавшееся замедление роста цен, снижение банковской ставки выглядят явно позитивно на фоне кризисной риторики властей.

Промышленность восстановилась к марту

Как сообщает Институт экономической политики (г.Москва), в марте продажи промышленной продукции продолжили восстановление после традиционного январского провала. Сейчас неочищенный баланс их изменения достиг только нулевого уровня, тогда как в прошлые годы он поднимался в марте уже до +5..+10 пунктов. В результате очистка от сезонности показывает низкие для этого месяцы темпы его изменения.

В такой ситуации продолжает снижаться удовлетворенность объемами продаж. За I кв. доля ответов «ниже нормы» увеличилась на 5 пунктов и сравнялась с долей оценок «нормальный» текущего спроса на продукцию.

Не набрали должного оптимизма и прогнозы продаж. В феврале они достигли только +7 пунктов, хотя ранее поднимались в этом месяце до +20 пунктов. В марте баланс прогнозов традиционно снизился, но не стал отрицательным. Таким образом, вероятность дальнейшего снижения спроса сохраняется.

Кризис обошел стороной?

Оценки запасов готовой продукции показывают уверенный контроль промышленности за балансом спроса и предложения в ожидании кризиса и пока не содержат близких признаков его наступления. Баланс оценок с июля 2014 г. стабильно пребывает в пределах -2...+4 пункта при рекордном (73%) значении доли ответов «нормальные». Промышленность лишает возможный будущий кризисный спад выпуска дополнительного импульса за счет необходимости «кризисной расчистки» складов готовой продукции.

В марте баланс этих планов увеличился на символические три пункта (после сезонной очистки) и таким образом прервал негативный тренд периода октября 2014 г. – февраля 2015 г., за время которого баланс снизился на 11 пунктов.

Позитивно выглядит и фактическая динамика промышленного производства. В марте она вновь удержалась от кризисного спада и продемонстрировала после очистки от сезонности прежние скромные темпы роста выпуска. Таким образом, I кв. кризисного 2015г. оказался для российской промышленности совсем не кризисным, по крайней мере по самому популярному среди наблюдателей индикатору – объему промышленного производства.

В марте рост цен затормозился

Российская промышленность начинает закладывать основу для будущего роста спроса на свою продукцию. Так можно интерпретировать ценовую политику предприятий. В марте промышленность продолжила торможение роста своих цен, самое интенсивное увеличение которых для последних 4 лет опросы зарегистрировали в январе 2015 г. Тогда баланс («рост» ‑ «снижение») достиг +42 пунктов, а доля ответов «нет изменений» упала до 49%. Последнее значение стало последефолтным минимумом показателя. Сейчас уровень стабильности цен в промышленности вырос до 69% ‑ столько предприятий сообщили о том, что они не изменили свои цены в марте по сравнению с февралем 2015 г. Абсолютный рекорд этого показателя был вновь достигнут совсем недавно – в августе 2014 г. 87% предприятий сообщали о стабильности своих цен. Однако введенные затем российские антисанкции и декабрьская девальвация рубля сократили уровень стабильности цен предприятий почти на 40 п.п.

Планы промышленности демонстрируют намерение предприятий и дальше снижать свои цены. В марте баланс ценовых планов снизился еще на 9 пунктов, а итоговое снижение за февраль-март составило 19 пунктов.

Ставки по кредитам: курс на снижение

Еще одним позитивным сигналом марта стало прекращение ужесточения условий кредитования промышленности.

Во-первых, минимальная ставка, которую банки предлагают предприятиям, наконец, начала снижаться.

В марте она опустилась на 1 п.п. после достижения в феврале абсолютного максимума в 20,8% годовых в рублях. Однако в целом ставка I кв. 2015 г. остается самой высокой для предприятий всех размеров и отраслей для всего периода нашего мониторинга этого показателя, начатого в сентябре 2009 г. Сейчас самую высокую ставку банки предлагают предприятиям легпрома (22,9%), самую низкую ‑ металлургам (18,3%). Машиностроительные заводы банки готовы кредитовать под 19,6%.

Во-вторых, перестали ужесточаться и общие условия кредитования промышленности. В марте недоступность кредитов для промышленности больше не увеличивалась и даже снизилась на символические 2 п.п. после достижения в феврале 45% уровня – столько предприятий оценили тогда свою доступность к кредитам как «ниже нормы».

Снижение налогов и укрепление рубля – что поможет промышленности?

В 2015 г. Правительство РФ второй раз за последние годы приступило к активной разработке антикризисных мер, направленных, в том числе, на смягчение кризисных явлений в российской промышленности.

Результаты мониторинга 2015 г. показали как сохранение основных приоритетов промышленности в области антикризисной политики властей, так и выявили новых лидеров.

Несомненным лидером антикризисных мер для российской промышленности остается «снижение налоговой нагрузки». Этот антикризисный фактор пять раз из шести ставился предприятиями на первое место. В 2013-2014 гг. за снижение налоговой нагрузки высказалось 69% предприятий.

Принцип «снижение налогов на обмен на инвестиции» выглядит абсолютно уместным в 2015 г., если забыть о финансовых проблемах государства в условиях разворачивающегося бюджетного кризиса и иметь в виду преимущественно задачи инвестиционного роста. Однако резкое снижение доходов бюджета и постоянные заявления о сокращении большинства расходных статей в начале 2015 г. «ставят крест» даже на минимальных надеждах на сокращении налоговой нагрузки на реальный сектор российской экономики.

В 2015 г. в рейтинге возможных антикризисных мер появился новый лидер. Им, по мнению предприятий, стало «укрепление курса рубля». За эту меру в феврале 2015 г. «проголосовало» столько же отечественных производителей, сколько и за снижение налоговой нагрузки – 58%.

Промышленность не теоретически, а практически столкнувшаяся с последствиями девальвации рубля, нуждается теперь, если использовать терминологию системных программистов, в «откате назад» курса рубля. И такой «откат», к счастью для отечественных производителей, наблюдается в феврале-марте 2015 г. Возможно, к середине 2015 г. курса рубля вслед за ценой нефти и при взвешенной политике Центрального банка РФ достигнет более приемлемых для российских производителей значений.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное