Новости

Эффективность губернаторов оценят по пожарам

Подготовка к пожароопасному сезону и расходование выделяемых на эти цели бюджетных средств могут стать одним из показателей эффективности деятельности губернаторов. Как стало известно "Ъ", Рослесхоз по поручению вице-премьера Александра Хлопонина разработал методику оценки эффективности региональных властей по охране и защите лесов и подготовил соответствующий рейтинг. По итогам федеральный центр может рассмотреть вопрос об изъятии полномочий по лесоохране у регионов. Таким образом, речь может идти о восстановлении административной модели реализации программ по лесоохране, действовавшей в РФ до 2007 года.

Методику оценки эффективности работы регионов по охране, защите, использованию и воспроизводству лесов Александр Хлопонин поручил разработать Минприроды и подведомственному ему Рослесхозу в июле 2014 года. Тогда, как и сейчас, пожары бушевали в Сибири: в Иркутской области горело 68 тыс. га лесов, в Красноярском крае -- 20 тыс. га, в Бурятии -- 576 га, Туве -- 262 га.

По итогам совещания в правительстве вице-премьер признал неудовлетворительной работу по профилактике пожаров в Иркутской области, Приморском крае и Забайкалье.

В марте 2015 года, рассказал "Ъ" источник в правительстве, методика, о которой вел речь господин Хлопонин, была утверждена: Рослесхоз составил рейтинг регионов с точки зрения исполнения ими полномочий по лесоохране и пожаротушению. В пятерку лучших по итогам 2014 года попали Нижегородская, Курская, Смоленская, Калужская области и Татарстан. В пятерке регионов с самыми низкими показателями -- Камчатский край, Забайкальский край, Тува, Ингушетия и Якутия.

По итогам 2015 года в числе отстающих вновь могут оказаться Забайкальский край и, вероятно, Хакасия. Они попадут в черный список по итогам пожаров в апреле, которые унесли жизни более 30 человек.

В Рослесхозе "Ъ" рассказали, что власти Забайкальского края, как и в прошлом году, поздно отреагировали на рекомендации ведомства по введению режима ЧС. Край, по данным ведомства, опоздал на четыре дня (рекомендовано ввести режим ЧС 21 марта, введен 25 марта), опоздание с введением особого противопожарного режима (ОПР) составило шесть дней (рекомендован 24 марта, введен 30 марта). В Хакасии задержка с введением режима ОПР составила 13 дней. Режим ЧС в республике Рослесхоз рекомендовал ввести 3 апреля, но сделали это на следующие сутки, когда огонь уже перекинулся на жилые поселки.

Рейтинг лишь первый этап оценки работы региональных властей. Как рассказал "Ъ" источник в правительстве, исполнение полномочий по лесоохране может стать одним из показателей эффективности работы губернаторов в целом. Итоги их работы в этой сфере будут подведены к концу года. Оценка может повлиять на последующие кадровые решения.

В рамках этого же проекта региональные власти могут быть лишены бюджетных средств, выделяемых федеральным центром на лесоохрану:

на основе разработанной методики Рослесхоз намерен вносить представления в правительство об изъятии соответствующих полномочий. К примеру, на программы по тушению лесов Забайкалью в 2015 году из бюджета выделено 136,5 млн руб., Хакасии -- 19,5 млн руб., Камчатскому краю -- 56,4 млн руб., Туве -- 66,3 млн руб., Ингушетии -- 8,9 млн руб., Якутии -- 138,8 млн руб. Всего в регионы на эти цели в 2015 году направлено 4,6 млрд руб., а общий объем средств, выделенных на нужды лесоохраны, к концу года превысит 5 млрд руб.

Напомним, полномочия по лесоохране и пожаротушению были переданы регионам в 2007 году. Местные власти получили право самостоятельно расходовать госдотации, проводя профилактические работы, готовя личный состав и технику для тушения и т. д. 

В аппарате Александра Хлопонина "Ъ" пояснили, что методика эффективности работы губернаторов по использованию "лесных" полномочий будет "обкатываться", "уже после того, как система будет протестирована, можно будет говорить о выставлении оценок". По словам собеседника, изымать полномочия по лесоохране у регионов центр будет в крайнем случае. "Сначала надо понять, чего региональным властям не хватает для эффективной работы. Если меры не помогут, тогда и может быть поставлен вопрос об изъятии полномочий",-- говорит он. Чтобы запустить процедуру, пояснил источник, Рослесхоз должен направить в правительство соответствующее представление, после чего кабмину необходимо будет разработать соответствующий законопроект. "Такая процедура обусловлена тем, что речь идет об изъятии денежных субсидий",-- подчеркнул собеседник "Ъ".

"Региональные власти зачастую предоставляют недостоверную информацию по противопожарной обстановке, поэтому губернатор-лжец окажется в одинаковом положении с тем, кто представил правдивые данные, и эффект от оценок будет эфемерным",-- прокомментировал "Ъ" инициативу глава лесной программы "Гринпис Россия" Алексей Ярошенко. Но, по его мнению, этот инструмент в любом случае эффективнее, чем изъятие административных функций. "В изъятии "лесных" полномочий нет элемента наказания,-- уверен он.-- За то, чтобы забрать себе полномочия по лесам, в свое время выступали всего пять-шесть регионов. Для остальных это оказалось головной болью". "Главное, чтобы была разработана подробная методика оценки с нормативами: местные власти должны понимать, что конкретно им нужно поправить и где они ошиблись",-- считает, в свою очередь, глава Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

Вячеслав Козлов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное