Неудачная попытка продать непрофильный авиационный бизнес вынудила ГМК "Норильский никель" вернуться к идее объединения двух дочерних авиакомпаний -- "Таймыра" и "Нордавиа". Но пока эту идею блокирует ФАС, отказавшаяся согласовать сделку о приобретении "Таймыром" 47,8% доли в "Нордавиа". По мнению аналитиков, слияние авиакомпаний остается лучшим способом оптимизации издержек для ГМК.
ФАС не разрешила авиакомпании "Таймыр" (бренд NordStar) приобрести 47,8% уставного капитала авиаперевозчика "Нордавиа", говорится в сообщении ведомства. Обе компании входят в структуру ГМК "Норильский никель". В ФАС считают, что сделка "может ограничить конкуренцию" и "усилить доминирующее положение" покупателя на рынке, в том числе на маршрутах, где работают оба перевозчика,-- между Нарьян-Маром, Архангельском и Мурманском.
В ФАС подчеркнули, что ГМК также владеет аэропортом Норильска, поэтому служба против совмещения деятельности по оказанию аэропортовых услуг в "сфере естественных монополий" и конкурентного сектора авиаперевозок.
Авиакомпания "Таймыр" создана в 2008 году, у "Норникеля" 76,1% акций. Парк состоит из девяти Boeing 737-800, одного Boeing 737-300 и пяти ATR-42-500. В 2014 году перевезла 1,1 млн пассажиров и 6,1 тыс. тонн грузов.
"Норникель" не первый год пытается оптимизировать свой авиабизнес. Первоначально предполагалось слияние "Таймыра" и "Нордавиа" под единым брендом, но в сентябре 2013 года была принята новая стратегия "Норникеля", учитывающая выход из низкодоходных и непрофильных бизнесов, к которым отнесли и две авиакомпании. По данным "Ъ", возможным покупателем авиационных активов "Норникеля" должны были стать структуры, близкие к Внуковскому авиационному заводу. Интерес к активу был вызван тем, что "Нордавиа" владеет 100% предприятия по техобслуживанию самолетов "Норд-Текник". Но, по словам источников "Ъ", знакомых с ситуацией, ГМК пока не удалось договориться с покупателем, и тогда "Норникель" решил укрепить позиции на авиационном рынке северо-запада страны. Сейчас доля "Таймыра" в перевозках в этом регионе превышает 50%. При этом другая крупная авиакомпания, работающая в регионе,-- "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") начала уступать здесь свои позиции, сосредоточившись на подвозе пассажиров в Москву из регионов для "Аэрофлота", отмечают собеседники "Ъ".
Экспертов решение ФАС скорее удивляет. "Говорить о нарушении конкуренции на северо-западе не приходится, на большинстве линий работает один перевозчик, потому что на две авиакомпании элементарно не хватает пассажиров",-- отмечает глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев.
В то же время, считает он, ГМК в любом случае найдет средство оптимизации издержек авиакомпаний и слияние -- лучший выход, нежели банкротство одного из перевозчиков.
Елизавета Кузнецова




SIA.RU: Главное