Новости

В апреле промышленность избежала кризисного спада

В апреле российская промышленность вновь избежала кризисного спада и спроса, и выпуска при уверенном контроле над запасами готовой продукции. Условия кредитования продолжают восстанавливаться после декабрьского шока. Однако инвестиционные планы остаются на минимальных уровнях.

Прогнозы спроса в апреле претерпели резкий позитивный взлет

Начало II кв. 2015 г. не увенчалось ни кризисным спадом, ни явным выходом из. В апреле спрос на промышленную продукцию продемонстрировал небольшое торможение по исходным данным, вполне, впрочем, обычное в последние годы. В результате очистка от сезонности оставила темп изменения продаж на уровне предыдущих месяцев, которые, как мы уже писали, характеризуются слабым восстановлением спроса после январских каникул и сюрпризов конца 2014 г.

Удовлетворенность спросом в такой ситуации тоже слабая. За первые месяцы 2015 г. доля ответов «нормальные» всегда была выше доли ответов «ниже нормы». На немного (2-8 пунктов), но все-таки выше.

Промышленность, таким образом, даже в условиях мощной кризисной риторики и чиновников, и аналитиков не поддалась официальной панике. Однако, привыкание к продолжительным стагнационно низким темпам роста спроса и выпуска при высоком инвестиционном пессимизме чревато утратой стимулов к росту.

Впрочем, смена риторики чиновников, обрадованных совсем некризисными результатами I кв. всей экономике в целом и промышленности – в особенности повлияла, похоже, и на предприятия. Прогнозы спроса последних в апреле претерпели резкий позитивный взлет после трех месяцев пребывания на уровне 69-месячного минимума.

Запасы готовой продукции на уровне максимума

Оценки запасов готовой продукции подтверждают высокую степень адаптации российской промышленности к сложившейся крайне неясной экономической ситуации. Доля ответов «нормальные» находится на уровне исторического максимума, баланс оценок «выше нормы» и «ниже нормы» пребывает в окрестности нуля. Официальная статистика запасов показывает отсутствие пополнения последних, что выглядит совершенно логично и создает как дополнительный положительный импульс в случае начала различимого промышленного роста, так и лишает возможный спад дополнительного усиления за счет необходимости «расчистки» складов готовой продукции.

В апреле зарегистрировано позитивное изменение очищенных от сезонности планов выпуска

Данные об объемах выпуска промышленной продукции вновь не претерпели никаких принципиальных изменений. Темп роста производства вполне обычно для апреля месяца снизился по исходным данным. А после очистки от сезонности остался на уровне предыдущих месяцев «кризисного» 2015 г. Таким образом, традиционный индикатор, по которому абсолютное большинство наблюдателей пытается судить о состоянии и динамике российской промышленности, по-прежнему остается малополезным в условиях затяжной стагнации и не позволяет властям выработать эффективные меры «запуска» промышленного роста.

А шанс на начало такого роста сейчас, похоже, появляется. В апреле зарегистрировано резкое позитивное изменение очищенных от сезонности планов выпуска. В результате этот показатель достиг 44-месячного максимума. 

Структура факторов, мешающих промышленности увеличивать объемы производства, претерпела принципиальные изменения

И действительно, структура факторов, реально, а не умозрительно мешающих промышленности увеличивать объемы производства, претерпела к началу II кв. 2015 г. принципиальные изменения. Причем, порой, - очень неожиданные для чиновников и аналитиков, пользующихся ограниченным набором индикаторов официальной статистики.

Во-первых, недостаточный внутренний спрос, хотя традиционно и занимает первое место в рейтинге помех, но пребывает последние четыре квартала примерно на одном уровне (49%), почти минимальном после кризиса 2008-2009 гг. 

Во-вторых, промышленность испытывает гораздо меньше текущих ограничений как со стороны мощностей, так и со стороны рабочей силы. Сейчас только 8% предприятий не хватает машин и оборудования. Это значение показателя является семнадцатилетним (!!!) минимумом. Во II кв. 2015 г. только 21% предприятий не хватает работников, что является пятилетним минимумом упоминаний дефицитности этого ресурса. Промышленность, похоже, получила возможность ослабить свои кадровые проблемы в условиях увольнений и торможения роста зарплат в других секторах экономики.

В-третьих, «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив» начинает играть всё более существенную роль при оценке положения дел и выработке прогнозов. Во II кв. 2015 г. этот фактор упоминается уже 39% предприятий. 

В-четвертых, несмотря на перелом негативной динамики в условиях кредитования, промышленность в начале IIкв. смогла оценить всю полноту последствий денежно-кредитной политики 2014 г. В апреле 2015 г. высокие ставки по кредитам стали помехой для 31% промышленных предприятий и вышли на третье место в рейтинге 17 возможных ограничений промышленного роста. Таким образом, ограничение предложения кредитов со стороны банков возросло до 11%, но запрашиваемые банками ставки увеличили ограничение предложения до 31%.

Проблемы с банковским кредитованием сказались на обеспеченности промышленности оборотными средствами. Однако пока незначительно: в 2015 г. о таком недостатке сообщают только 30% предприятий после 24% в среднем в 2014 г. При этом негативное влияние неплатежей потребителей практически не выросло в российской промышленности в 2015 г.: 23% после 22% в 2014 г.

Девальвация рубля стала помехой для четверти российской промышленности

По оценкам предприятий, обесценение курса рубля и удорожание нужного промышленности импорта является в апреле 2015 г. помехой для четверти российской промышленности. При этом власти заявили недавно о достижении курсом равновесия и намекнули на желательность его удержание в интересах бюджета и экспортеров. Таким образом, неэкспортерам в российской промышленности придется «выживать» в условиях обесценившегося рубля и подорожавших импортных машин и оборудования, сырья и материалов или переходить на российские аналоги, в рамках импортозамещения, приобретающего статус национальной программы. 

Интересен рост в 2015 г. сдерживающего влияния ЗАВЫШЕННОГО курса рубля и относительной дороговизны выпускаемой продукции. К апрелю упоминание этого фактора выросло до 8%, хотя еще в июле 2014 г. на дорогой рубль жаловались только 2% предприятий.

Впрочем, шоковая девальвация рубля до сих пор имеет положительные последствия для российской промышленности. Сдерживающее влияние импорта с января по апрель 2015 г. снизилось еще на 5 пунктов и отмечается сейчас только 12% предприятий. 

Промышленность продолжила торможение роста отпускных цен

В апреле промышленность продолжила торможение роста отпускных цен. Интенсивность их увеличение потеряла за месяц еще 10 пунктов. Всего с начала года этот показатель снизился на 27 пунктов. В результате интенсивность роста цен промышленности уверенно приближается к значениям 2014 г., когда показатель демонстрировал удивительную стабильность вплоть до ноября. А ценовые прогнозы показывают намерение предприятий и дальше продолжать торможение их роста. Апрельские планы (на май-июнь) снизились еще на 11 пунктов, общее снижение после январского взлета составило 31 пункт.

Инвестиционные планы предприятий остаются на минимальных уровнях

Инвестиционные планы промышленности в условиях возросшей неопределенности и снизившейся дефицитности производственных мощностей остаются на минимальных посткризисных уровнях. Среднее значение баланса инвестиционных намерений в 2015 г. составляет -30 пунктов. При этом доля сообщений о планах увеличивать вложения опустилась в апреле 2015 г. до 9%, хотя еще в августе 2014 г. составляла 30%.

Резкий инвестиционный спад начинает беспокоить уже не только чиновников, но и предприятия. Последние уже показали низкую удовлетворенность объемами вложений I кв. 2015 г. – доля ответов «ниже нормы» достигла 46% и стала максимумом показателя с начала мониторинга оценок инвестиций в середине 2010 г. Другим признаком неудовлетворенности предприятий стал рост до 20% упоминаний недостатка инвестиций во II кв. 2015 г. как фактора, сдерживающего рост выпуска.

Условия кредитования промышленности восстанавливаются после декабрьского шока

Как сообщает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов С.В.Цухло, условия кредитования промышленности продолжают восстанавливаться после декабрьского шока. Уровень недоступности кредитов в апреле снизился до 35% после достижения в феврале посткризисного максимума в 45%. Средняя минимальная предлагаемая банками ставка опустилась еще на 0,5 п.п. и составляет сейчас 19,5% годовых в рублях. Снижение ставки в начале II кв. зарегистрировано для всех отраслей, кроме промышленности строительных материалов, где она выросла до 21,4%.


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное