Правительство распространит господдержку авиакомпаний и на вертолетные перевозки. Вице-премьер Аркадий Дворкович предложил субсидировать ставки по лизингу вертолетов российского производства. Но дополнительных средств на это не дадут: на вертолеты пойдут «нераспределенные остатки» от 3,6 млрд руб., предназначенных для субсидирования лизинга самолетов, или средства антикризисного фонда правительства. Инициатива считается помощью наиболее проблемной авиакомпании «ЮТэйр», но, говорят источники “Ъ”, она должна поддержать и холдинг «Ростеха» «Вертолеты России», столкнувшийся с падением заказов.
Правительство рассматривает возможность субсидирования части процентной ставки за лизинг вертолетов, заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович в ходе правительственного часа в Совете федерации. По его словам, деньги на это пойдут по остаточному принципу — из средств, уже выделенных на субсидирование процентной ставки за лизинг самолетов, или «при условии дополнительных ресурсов».
После двукратного подорожания стоимости кредитов на приобретение и обслуживание самолетов из-за роста ключевой ставки ЦБ правительство решило повысить спрос на российские самолеты за счет субсидий для лизинга. Минпромторг предлагал выделить лизинговым компаниям 3,6 млрд руб., в том числе на операционный лизинг. Но и эти субсидии, и другая господдержка пока помогали лишь самолетным авиаперевозкам и авиапрому. Так, двум авиакомпаниям из пятерки крупнейших — «Трансаэро» и «ЮТэйр» — уже выделено в общей сложности около 30 млрд руб. госгарантий по кредитам, а Объединенная авиастроительная корпорация должна получить 100 млрд руб. на закрытие долгов входящего в нее ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (производителя SSJ 100). За первый квартал пассажиропоток 35 основных авиакомпаний снизился на 2,3%, до 17 млн человек.
В Минэкономики “Ъ” пояснили, что в лизинг по субсидируемым ставкам могут передаваться только отечественные вертолеты, используемые в пассажирских и грузовых перевозках без ограничений по типу и марке.
Инициатива должна помочь эксплуатантам вертолетов. Поскольку возможности бюджета ограничены, средства на программу могут выделить из двух источников — нераспределенных и неиспользуемых средств на лизинг воздушных судов и средств антикризисного фонда (по согласованию с Минфином), говорят в Минэкономики. В Минтрансе отказались от комментариев, в Минфине, «Сбербанк Лизинге» и «ВЭБ Лизинге» на запросы “Ъ” не ответили.Источник “Ъ” в одной из лизинговых компаний поясняет, что поводом для разработки инициативы по субсидиям на лизинг вертолетов стало плохое финансовое состояние «ЮТэйр» — крупнейшего вертолетного оператора в России и одного из мировых лидеров в этом секторе.
Ситуацию осложнило и серьезное сокращение контрактов и продаж холдинга «Вертолеты России» (входит в «Ростех») — примерно на 20–30%, продолжает собеседник “Ъ”. В этих условиях субсидирование ставки помогло бы и снизить финансовую нагрузку на «ЮТэйр», и стать дополнительным инструментом для поддержки продаж «Вертолетов России».
Источник “Ъ” в одной из лизинговых компаний добавил, что, несмотря на то что действие новой программы распространится на все российские вертолеты, наибольший интерес для субсидирования лизинговых ставок представляют пользующийся наибольшим спросом вертолет Ми-8 и его модификации — Ми-171, Ми-17 и другие. Остальные вертолеты представляют большой риск для лизинговой компании, поскольку в случае неплатежей его практически невозможно будет продать, поясняет собеседник “Ъ”.
Борис Рыбак из Infomost говорит, что «в тучные годы развития вертолетного бизнеса этот сегмент фактически субсидировал менее прибыльные пассажирские авиаперевозки». Но в новых условиях необходимо помочь российским вертолетным операторам, чтобы хотя бы поддержать их лидерство на текущем уровне, считает эксперт.
Елизавета Кузнецова




SIA.RU: Главное