Как стало известно “Ъ”, сегодня ночью в Национальной системе платежных карт (НСПК) произошел технический сбой, в результате которого не обслуживались операции по картам MasterCard и Visa на протяжении более четырех часов, ориентировочно с 2:30 до 7:15 по московскому времени. Таким образом, опасения банкиров по поводу возможных сбоев в НСПК, на процессинг которого по закону обязали перейти Visa и MasterCard, реализовались.
Сегодня утром сразу несколько источников “Ъ” в крупных банках сообщили о карточном коллапсе, произошедшем этой ночью. По их словам, в НСПК произошел сбой ориентировочно с 2:30 до 7:15 по московскому времени.
«Не работал ни основной, ни резервный каналы. По сути, мы знали о проблеме, но ничего не могли сделать,— жалуются в банке из топ-10.— В результате этого сбоя у нас продолжали работать только внутренние операции банка и партнеров, которые проводятся без авторизации в НСПК (например, снять можно было средства со своей карты в родном банкомате или же в банкомате банка-партнера, с которым были выстроены межхостовые соединения). Все остальные операции были заблокированы».
По словам банкиров, блокировка коснулась всей России, и если в Москве это произошло ночью, и столичные пользователи не ощутили сбой в полной мере, то для жителей отдаленных регионов страны он оказался значительно ощутимее.
«Думаю, что там могла быть проблема именно с самим процессингом НСПК, потому что в противном случае они восстановили бы работу быстрее»,— считают собеседники “Ъ”.
В настоящий момент банки ждут от НСПК разъяснений по поводу случившегося, НСПК уже пообещала выслать банкам соответствующее письмо с объяснением причин.
Позже генеральный директор НСПК Владимир Комлев прокомментировал сбой в системе. «Действительно, этот сбой был,— сказал господин Комлев “Интерфаксу”.— Мы сейчас заняты анализом причин произошедшего. Могу только сказать, что это не системный сбой. Он не носил системного характера, то есть это не ПО, не архитектура системы, то есть эти факторы не влияли. Сейчас все ведущие эксперты с рынка и из нашей компании, из Центрального банка задействованы для того, чтобы максимально точно, глубоко определить причины, вызвавшие этот сбой и, соответственно, быстро разработать дальнейший план работ по недопущению аналогичных проблем в будущем».
Как выяснил "Ъ", некоторым банкам-крупным эквайэрам все же удалось оперативно исправить ситуацию, вернув на время сбоя весь трафик в международные платежные системы (МПС). «Эквайерам надо было оперативно перевести трафик на МПС, и банки-эмитенты получили бы информацию об этих трансакциях из существующих каналов с МПС (остались для обработки трансграничных операций — “Ъ”)», — отмечает собеседник “Ъ” в банке топ-10. Так поступил, в частности, банк «Авангард». «Мы согласовали такое переключение на МПС с НСПК, процесс занял считанные минуты, — отмечает предправления Банка Авангард Валерий Торхов. При этом карточки Банка Авангард частично обслуживались во время сбоя, в частности, в точках Сбербанка. — Очевидно, Сбербанк также переключился на МПС», — добавляет господин Торхов. В Сбербанке не стали комментировать переключение на МПС. В других банках, в частности, ВТБ, Банке Москвы, Уралсибе, Альфа-банке, по сведениям “Ъ” так делать не стали. «Каждый банк в данном случае взвешивал свои риски самостоятельно, — отмечает собеседник “Ъ” в одном из банков. — Банки-эмитенты, а не эквайеры, просто технически не могут никуда переключиться, так как это делают эквайеры. Так же поступили и те, для кого эквайринг сторонних карт был не слишком критичен, так как самостоятельный возврат на процессинг МПС все же рискован». Стоит отметить, что как сообщалось ранее, возможность использования существующих каналов с МПС в критических ситуациях, как эта, уже была предметом дискуссий между Visa и НСПК, однако, по сведениям “Ъ”, в НСПК были твердо настроены против подобной подстраховки. Впрочем, как показала практика, в критический момент реализовался именно этот вариант. В самой НСПК временную рокировку оправдывают тем, что сбой произошел вне системы НСПК. Как “Ъ” пояснили в НСПК, в ситуации, когда стало понятно, что сбой произошёл на коммуникационных линиях вне НСПК, банкам-эквайрерам было рекомендовано в рамках обеспечения непрерывности обработки операций временно направлять транзакции в сети МПС. «Данное решение позволило переключившимся банкам продолжить нормально работать и проводить транзакции, а также вернуть обработку транзакций в НСПК сразу после восстановления нормальной работы каналов связи», — отметили в компании.
Причем с юридической точки зрения, банки могут предъявить претензии за случившийся сбой к МПС, поскольку именно они отвечают перед банками за работу своих подрядчиков, кем в данном случае и выступает НСПК.
В МПС вчера не стали оценивать возможные правовые последствия случившегося. В MasterCard были лаконичны: «Мы, безусловно, в курсе происшедшего. НСПК нас уведомила о ситуации, и ее разрешении». В Visa комментировать ситуацию не стали. Впрочем, по словам банкиров, предъявлять какие-либо претензии к МПС сейчас быссмысленно. «Наши клиенты, конечно, не смогли совершить операции по картам, но финансового ущерба как такового нет, — отмечает Валерий Торхов. — А предъявлять претензии в данном случае было бы наивно: претензии к МПС просто неуместны, а что касается НСПК, то нужно взглянуть правде в глаза. Мне было ясно с самого начала: практически нереально перевести все банки в НСПК за три месяца, и в ситуации, когда перед НСПК были поставлены нереальные сроки, какие-то сбои, к сожалению, не исключены».
Елена Ковалева, Ольга Шестопал




SIA.RU: Главное