Правительство готовит новый механизм поддержки автоконцернов с локализованным в РФ производством, рассказали "Ъ" несколько источников на рынке. В Минэкономики подтвердили, что идет подготовка изменений в приказ министерства о промсборке, которые позволят "снизить негативное влияние кризисных явлений в экономике на российский автопром". Они коснутся более чем 70 компаний -- как автоконцернов, ведущих сборку в РФ по 166-му постановлению правительства от 2005 года, так и производителей автокомпонентов, которые ввозят детали с пошлиной 0-5% по 566-му постановлению от 2006 года. Принять поправки планируют к концу второго -- началу третьего квартала.
В Минэкономики не пояснили суть изменений, но источники "Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что речь идет о введении в формулу, по которой считается уровень локализации производства, коэффициента, который нивелирует валютные риски.
Сейчас уровень зависит от таможенной стоимости импортных автокомпонентов и общей стоимости произведенных транспортных средств без учета налогов. По обязательствам по промсборке производители должны достигать каждый год определенного уровня локализации, а к 2020 году дойти до 60%.
В 2005 году среднегодовой курс доллара составлял 28,78 руб., евро -- 34,19 руб. На 1 мая 2015 года доллар стоил 51,12 руб., евро -- 57,16 руб. В рублевом выражении стоимость импортных компонентов возросла, уровень локализации упал, хотя с технической точки зрения доля импортных комплектующих практически не изменилась. Источники "Ъ" говорят, что сейчас рассматриваются несколько вариантов изменения формулы, один из них предполагает, что коэффициентом введут курсовую разницу с момента подписания соглашений с автоконцернами.
Если не сделать поправки, концерны могут не выполнить обязательства по локализации и лишиться беспошлинного импорта компонентов.
Пошлины на ввоз автомобилей и их частей вне промсборки достигают 15%. По последним данным, у Ford Sollers (заводы в Елабуге, Всеволожске и Набережных Челнах) уровень локализации -- 40%, у Volkswagen Group (производство в Калуге) -- 42%, у московского "Renault Россия" -- 75%, а на петербургском заводе Nissan -- 39%. По данным "Ъ", в декабре 2014 года, на пике падения рубля, производители обращались в Минпромторг с идеей учесть курсовые разницы в формуле, но реакции не было. В Минпромторге от комментариев отказались, сославшись на то, что это тема Минэкономики.
Валютные колебания на фоне падения спроса на автомобили уже в 2014 году привели к значительному переделу рынка. В конце года резкая девальвация рубля вызвала скачок спроса: население избавлялось от рублевых накоплений, купив в декабре 270,65 тыс. машин -- на 2,4% больше, чем годом ранее (данные Ассоциации европейского бизнеса). В начале 2015 года рынок упал: в марте продажи рухнули на 42,5%, до 139,9 тыс. машин. Снижение спроса наиболее заметно сказалось на иностранных брендах, крайне зависящих от импорта и вынужденных резко поднимать цены. По данным PricewaterhouseCoopers, с сентября 2014 года по январь 2015 года Ford повысил цены на 45%, GM поднимала стоимость Chevrolet на 52%. В итоге в марте GM, годами успешно локализовывавшая производство в РФ, вообще ушла с рынка: ее продажи здесь в 2014 году упали на 26,4%, до 189,5 тыс. машин.
В представительстве канадского производителя автокомпонентов Magna (заводы в Калужской области, Петербурге и Нижнем Новгороде) заявили, что поддерживают изменения, так как зависят от импорта. Другие участники соглашений по промсборке отказались от официальных комментариев до окончательного решения, хотя неофициально идею поддерживают.
Яна Циноева




SIA.RU: Главное