О том, что ОАО РЖД может потребоваться 70-75 млрд руб. на сбалансированность бюджета в 2016 году, "Ъ" рассказали источники в правительстве и на рынке. По словам одного из них, официальных обращений от монополии в Белый дом еще не было, но есть предварительные расчеты, в которых и зафиксирована эта сумма. Другой собеседник "Ъ" замечает, что в ОАО РЖД обсуждаются различные варианты развития событий и 70 млрд руб.-- худший из них. Еще один источник "Ъ" говорит, что глава ОАО РЖД Владимир Якунин уже затрагивал эту тему в разговоре "с кем-то из первых лиц" государства. В ОАО РЖД и аппарате профильного вице-премьера Аркадия Дворковича от комментариев отказались, представитель Дмитрия Медведева переадресовала вопрос "Ъ" к господину Дворковичу. В пресс-службе президента РФ заявили "Ъ", что последняя встреча Владимира Путина с Владимиром Якуниным "была давно", и отказались уточнять дату и содержание их беседы.
В 2014 году ОАО РЖД уже было в подобной ситуации.
2015 год может стать для ОАО РЖД еще более сложным. В 2013 году правительство утвердило индексацию тарифов монополий в 2015-2018 годах на уровне инфляции предыдущего года, но из-за резкого роста инфляции темпы повышения тарифов на следующий год, видимо, не пересмотрят.
По прогнозу социально-экономического развития Минэкономики, в 2015 году инфляция составит 11,6%, а железнодорожный тариф в 2016 году предлагается повысить только на 7,5%. В начале апреля Владимир Якунин заявил, что считает справедливым рост тарифов в 2016 году не ниже фактической инфляции. Но высокопоставленный источник "Ъ" в ОАО РЖД признается, что "добиться этого практически невозможно, правительство на это не пойдет". При этом ОАО РЖД третий год подряд ожидает снижения погрузки: по данным "Ъ", в 2015 году падение может составить 1,7-2%.
Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров называет намерение ОАО РЖД получить в 2016 году большую поддержку, чем в этом, "очевидным": его доходы зависят в первую очередь от грузооборота, который сократится. Кроме того, отмечает аналитик, ОАО РЖД исчерпало возможность роста доходов за счет "тарифного коридора", поскольку в 2015 году уже повысило ставки по большинству экспортных грузов на максимум -- 13,4%, а на внутреннем рынке повышать тариф сложно: стагнация в промышленности и рост транспортной составляющей могут привести к оттоку грузов с железной дороги.
Юлия Галлямова




SIA.RU: Главное