Новости

ОТП-банк запускает в России карточный проект - Touch Bank

Как стало известно "Ъ", венгерская группа OTP (российская "дочка" -- ОТП-банк) запускает в России новый проект -- Touch Bank, который в случае успеха планируется распространить и на другие страны присутствия группы. По сути, это еще одна попытка запустить карточный банк без офисов; в России пока только один подобный проект оказался успешным -- Тинькофф-банк.

О том, что венгерская группа OTP запускает в России новый проект, "Ъ" рассказали участники рынка. В ОТП-банке информацию подтвердили. Проект носит название Touch Bank, формально речь идет о новом бренде, а не о новом юрлице: Touch Bank работает на лицензии ОТП-банка. Как пояснил управляющий директор Touch Bank Андрей Козляр, получение отдельной банковской лицензии на текущем пилотном этапе экономически нецелесообразно, хотя изначально, по информации "Ъ", такой вариант также рассматривался. Touch Bank в Москве появится к сентябрю, сейчас пилотный проект запущен в четырех регионах (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара и Волгоград). На начальном этапе клиентам доступны дебетовые карты с накопительным счетом под 14% годовых. Карты доставляются клиенту курьером. В ближайших планах банка -- запуск кредитования. Touch Bank позиционирует себя как высокотехнологичный банк с удобным интернет-банком и другими дистанционными сервисами.

По словам Андрея Козляра, цель проекта -- диверсифицировать бизнес-модель ОТП-банка. "Мы не ставим перед собой задачу поменять бизнес-модель ОТП-банка, мы хотим лишь дополнить ее. В России это особенно актуально в связи со сложившейся конъюнктурой на рынке потребкредитования",-- считает Андрей Козляр.

Дело в том, что два последних года ЦБ последовательно охлаждал рынок необеспеченного кредитования, борясь с завышенными ставками по кредитам. В результате темпы роста рынка сократились с 53% в 2012 году до 8,9% в 2014 году. А банки--лидеры потребкредитования стали убыточными.  Единственным прибыльным банком из этого сегмента пока что остается Тинькофф-банк, однако и его прибыль заметно сократилась.

"В других странах, на которые планируется распространить новую модель в случае успеха, Touch Bank будет направлен именно на дистанционное привлечение клиентов как более экономичное в сравнении с расходами банка на строительство филиальной сети",-- добавляет господин Козляр. На запуск нового проекта OTP Group выделяет 40 млн евро. По словам Андрея Козляра, эти средства пойдут на развитие IT-инфраструктуры, рекламу и непосредственное фондирование текущей деятельности в ближайшие девять месяцев. После чего предполагается, что фондироваться банк будет преимущество за счет привлекаемых от клиентов средств, а также при необходимости сможет занимать средства в рамках группы.

Опрошенные "Ъ" банкиры к новому проекту отнеслись неоднозначно. Так, по мнению председателя правления Лето-банка Дмитрия Руденко, сегодня многие банки мечтают о сегменте affluent, и почему-то многие уверены, что ему не хватает именно продвинутого интернет-обслуживания. На самом деле клиенты среднего класса и выше предпочитают именно персональное обслуживание офлайн в проверенных крупных банках. Кроме того, сумма инвестиций, по оценкам Дмитрия Руденко, не выглядит впечатляющей.

По мнению основателя Тинькофф-банка Олега Тинькова, количество клиентов как критерий сам по себе вообще неважен, вопрос исключительно в том, будет ли проект прибыльным.

"Мы уже видели целую массу подобных проектов, но особых успехов они не добились. Возможно, этот наконец и выживет. Но у меня есть сомнения, поскольку, во-первых, команда, отвечающая за него, стояла у истоков банка "Связной", который так и не выстрелил. Во-вторых, пока что особой оперативности у разработчиков мы не наблюдаем:

у нас от идеи до первой карты ушло девять месяцев, а здесь только как минимум полтора года концепцию разрабатывали и утверждали",-- говорит Олег Тиньков.

Елена Ковалева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное