Крупнейшие производители пищевых продуктов просят власти исключить их из категории предприятий, оказывающих наиболее негативное воздействие на окружающую среду. В этом списке в компании производителей цветных металлов, нефте- и газодобывающих предприятий пищевики неожиданно оказались благодаря новой редакции правительственного постановления, разработанного Минприроды. От производителей продуктов это потребует масштабных инвестиций в модернизацию экологического оборудования, которую, утверждают они, в итоге оплатит конечный потребитель.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо Союза сахаропроизводителей, Национальной мясной ассоциации, "Союзмолока", Масложирового союза и других предприятий вице-премьеру Аркадию Дворковичу, министру сельского хозяйства Александру Ткачеву, вице-премьеру Александру Хлопонину и главе Минприроды Сергею Донскому с просьбой учесть позицию отраслевых союзов при подготовке окончательной редакции проекта постановления правительства "Об установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категории".
Минприроды разработало и направило на согласование в министерства и ведомства проект постановления, которое относит несколько пищевых перерабатывающих производств к I категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Речь идет о крупных и средних предприятиях по производству мяса и мясопродуктов, растительных и животных масел и жиров, картофеля, фруктов, овощей, молочной продукции и др.
Наряду с пищевой промышленностью к высшей категории негативного воздействия на окружающую среду отнесены, например, производство цветных металлов, объекты по добыче нефти и природного газа, предприятия, на которых выполняются работы по добыче и обогащению угля и антрацита, заводы по поверхностной обработке металлов и пластических материалов. Для 300 пилотных предприятий такие требования вступают в силу в 2019 году, для остальных с 2021 года, уточняют в Минприроды.
Как следует из письма ассоциаций, отнесение пищевой промышленности к I категории обяжет предприятия осуществлять целый ряд дополнительных требований: получение комплексного экологического разрешения, применение наилучших доступных технологий (НДС), выполнение технологических нормативов, разработка и применение программы экологической эффективности. Все это, уверены авторы письма, приведет к значительным затратам (их оценки в письме не приводятся) на проведение модернизации экологического оборудования и технологий производства.
В Миниприроды заявили "Ъ", что перечень предприятий, входящих в ту или иную категорию, составлялся исходя из опыта стран Европейского союза. Так, на предприятиях, технологический процесс которых связан с брожением (пивоваренные винодельческие и заводы, производство дрожжей), в воздух поступает большое количество углекислого газа. При производстве продуктов пищевой и вкусовой промышленности, не содержащих сахара, например, производство жевательной резинки, образуется сточная вода, загрязненная большим количеством сахарозаменителей (сахарные спирты, аспартам). Также в сточной воде находятся ароматические вещества, такие как ментол. Сточные воды мясоперерабатывающих предприятий содержат большое количество минеральных и органических примесей. Основной экологической проблемой отрасли является высокое водопотребление и, соответственно, очистка образующихся сточных вод, подытожили в министерстве. В Масложировом союзе при этом утверждают, что на крупных предприятиях масложировой промышленности уже и так существуют локальные очистные сооружения, которые позволяют обеспечить сброс вод, соответствующих региональным нормативам по экологической безопасности.
Научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики НИУ-ВШЭ Александр Богин утверждает, что разработанные Минприроды критерии отнесения объектов с точки зрения негативного воздействия на окружающую среду в части сельхозпроизводства практически полностью, вплоть до показателей мощности, базируются на приложении к Директиве ЕС "О промышленных эмиссиях" без комплексной оценки возможности их адаптации к российской правовой системе и российских реалиям. Кроме того, невозможно оценить нагрузки на бизнес и конечный экологический эффект от предложенных мер без привлечения заинтересованных сторон, в первую очередь самих производителей, резюмирует он.
Анна Зиброва, Олег Трутнев




SIA.RU: Главное