Железнодорожные тарифы вновь могут стать предметом спора между ОАО РЖД и металлургами. Как стало известно "Ъ", на этот раз интересы грузоотправителей лоббирует Минпромторг, предлагая правительству отменить введенные ОАО РЖД с 2015 года надбавки -- 13,4% к экспортным железнодорожным тарифам на металлы. В министерстве считают, что надбавка негативно влияет на объем экспорта, но в ОАО РЖД, напротив, констатируют рост по итогам первого квартала и готовы рассматривать изменение тарифов только отдельно по каждой компании.
В распоряжении "Ъ" оказалось письмо заместителя главы Минпромторга Сергея Цыба от 18 мая в аппарат правительства РФ об экспортных ценах для металлургов. В письме говорится, что 30 марта прошло совещание с участием ОАО РЖД, объединения металлургов НП "Русская сталь" и "Русала" по стоимости перевозки черных и цветных металлов. По его итогам монополия согласилась предоставить скидку с железнодорожного экспортного тарифа только при гарантированном увеличении объемов перевозок в 2015 году, что, по мнению Сергея Цыба, в условиях ухудшения экономической ситуации заведомо неисполнимо.
ОАО РЖД ввело максимальную надбавку к тарифу на перевозку экспортных грузов в конце декабря 2014 года, с учетом общей индексации железнодорожных тарифов на 10% в 2015 году их суммарный рост составил 23,4%. Только угольщикам удалось убедить ОАО РЖД повысить для них экспортный тариф на 1,4% (в дополнение к 10%). Металлурги пытались протестовать, консорциум "Русская сталь" обращался к главам профильных министерств и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, но никаких решений принято не было.
Теперь Минпромторг снова поднял этот вопрос. В рамках ценового коридора ОАО РЖД (монополия может регулировать тарифы от -12,8% до +13,4%) скидка должна рассчитываться с нулевого, а не с максимально повышенного тарифа, подчеркивает замминистра.
Он утверждает, что применение верхней границы тарифа для экспортных грузов уже негативно сказалось на отгрузках металлопродукции.
В то же время, по данным ФТС, на которые ссылается Сергей Цыб, в январе-феврале экспорт черных металлов вырос на 7,4% (до 4,4 млн тонн), хотя и снизился для грузов с высокой добавленной стоимостью, например для плоского проката.
Отмена надбавки, по мнению Минпромторга, улучшит ситуацию.
Источник "Ъ" на рынке поясняет, что еще в начале года правительство поставило металлургам условие: они могли просить отмену надбавки ОАО РЖД только после урегулирования спора с производителями автомобилей и вагонов из-за цен на металл, выросших в среднем на 35%. В конце марта глава Минпромторга Денис Мантуров рапортовал, что сторонам удалось договориться, но ряд машиностроителей это опровергали. Вчера в Минпромторге подтвердили факт отправки письма в правительство, сославшись на прошедшее в начале марта совещание у первого вице-премьера Игоря Шувалова, который поручил создать условия для увеличения экспорта металлов.
Олег Петропавловский из БКС считает претензии металлургов обоснованными: при текущем курсе рубля, который за последние несколько месяцев существенно укрепился, и падении экспортных цен расходы компаний на транспортировку продукции стали "более чем ощутимыми".
Юлия Галлямова, Анатолий Джумайло




SIA.RU: Главное