Новости

Моногорода переставят в очереди

Наблюдательный совет Фонда развития моногородов сегодня обсудит предложения менеджмента по новой стратегии на 2015-2017 годы. Основной вопрос -- приоритеты фонда. Его менеджмент предлагает поддерживать моногорода, ориентированные на создание рабочих мест новыми инвесторами, но часть регионов настаивает на том, что критерием очередности должна быть не возможность привлечения инвестиций, а масштаб проблем моногорода.

Наблюдательный совет Фонда развития моногородов (ФРМ), учрежденного Внешэкономбанком в конце 2014 года, сегодня должен обсудить предложения менеджмента фонда во главе с Дмитрием Скривановым о стратегии работы на 2015-2017 годы. Речь идет об утверждении схемы работы фонда, строившейся с ноября 2014 года. За это время фонд создал внутреннюю инфраструктуру и подписал генеральные соглашения с десятью моногородами РФ из 94 в первой категории со сложным социально-экономическим положением, но де-факто речь идет о пилотных проектах: наблюдательному совету предстоит обсудить стратегию, которую ФРМ предлагает реализовывать на постоянной основе.

Напомним, зампред ВЭБа Ирина Макиева, возглавляющая рабочую группу по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в начале 2015 года сообщала, что ФРМ рассматривается как проектный "фронт-офис" группы. Отбор моногородов и проектов в них -- прерогатива структуры правительства. Его постановление от 29 июля 2014 года (с изменениями от 16 апреля 2015 года), разделившее моногорода на три категории (в красной, высокорисковой группе -- 94 моногорода), прямо не называет приоритетов расходования 29 млрд руб. средств, которые Белый дом выделит ФРМ в ближайшие три года. Определены лишь три направления деятельности ФРМ: соинвестирование в коммунальную и транспортную инфраструктуру, поддержка инвестпроектов вплоть до участия в уставных капиталах и создание управленческих команд для моногородов.

Как рассказал "Ъ" Дмитрий Скриванов, предлагаемая ФРМ схема увязывает три направления в одно.

При этом ФРМ ставит главной задачей появление инвестпроектов в моногородах, которые обладают для инвесторов не только недостатками, но и очевидными преимуществами,-- наличием образованной рабочей силы, энергомощностей и логистических возможностей проблемных монопредприятий. Таким образом, в очереди моногородов на получение средств ФРМ должен выигрывать тот, кто готов работать с промышленными инвесторами -- и необязательно местными, уточняет Дмитрий Скриванов.

Фонд за последние полгода обсуждал вопрос со многими средними компаниями, заинтересованными в работе в том числе на нескольких площадках моногородов. Проектная логика, в понимании ФРМ, позволяет и в разы увеличить число моногородов, с которыми фонд начнет работу в 2015 году. Сейчас предполагается, что ФРМ предоставляет средства моногороду де-факто разово, а если финансировать проекты по мере реализации, начать этот процесс можно по 20-30 моногородам из красной зоны, кратно увеличив плановое привлечение инвестиций.

Вокруг инвестора, способного создать рабочие места, предполагается строить всю схему работы с моногородом -- стабильность моногорода должна обеспечивать в том числе прибыльность работы с проектами в них госбанков-кредиторов.

Большая часть соглашений ФРМ сейчас предполагает вложения в размере 1-2 млрд руб. в инфраструктуру каждого моногорода. Но напряженность в региональных бюджетах с 2014 года резко усилила конкуренцию за средства ФРМ -- они позволяют регионам уменьшать объемы собственных инвестиций в моногорода, проектная же логика многим менее выгодна.

Дмитрий Бутрин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное