Бренд Tele2 пришел на смену «Байкалвесткому» в Иркутской области в конце мая. Сколько абонентов было потеряно за время интеграции, и как Tele2 планирует их вернуть? За счет чего компания предлагает низкие цены? Какие средства потратит на модернизацию сети в регионе? И как скоро запустит в Иркутске 4G? На эти и другие вопросы Газете Дело ответил Антон Кондратов, региональный управляющий директор Tele2 Иркутск.
«Приоритетный регион для Tele2»
Антон, до назначения региональным управляющим директором Tele2 Иркутск вы долгое время работали в столице, с мая 2014 года были директором CDMA-бизнеса макрорегиона «Москва» Tele2. За что же вас в Сибирь «сослали»?
– (смеется). Есть такая шутка, что в Сибирь либо ссылают, либо сами бегут. Но на самом деле для меня это дальнейшее развитие карьеры, ведь Иркутская область является приоритетным регионом для Tele2. Компания «Байкалвестком» действительно лучший региональный оператор в Сибири. То положение, которое она занимает (с долей рынка порядка 50%), то количество абонентов – это действительно уникальная ситуация для всей России. Поэтому, когда мне поступило предложение возглавить один из крупнейших и наиболее перспективных регионов не только в Восточной Сибири, но и на уровне всей России, я не колебался ни минуты.
Абоненты в Иркутске чем-то отличаются от столичных?
– Никаких принципиальных различий нет. Что в Иркутске, что в Москве, что в любом другом городе абоненты хотят получать качественные услуги по выгодным ценам.
Вы в Иркутске впервые, а вот компания Tele2 иркутянам уже известна. В 2003 году она уже начинала работу в нашем регионе, успешно отработала несколько лет и ушла, продав акции одному из игроков «большой тройки». Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. А Tele2 вот входит…
– Да. Только и речка изменилась за эти десять лет, и мы сами. Tele2, который выходил на иркутский рынок в начале 2000-х, был небольшим региональным оператором, у которого не было ни полного спектра лицензий, ни тех возможностей для развития, которые есть сейчас.
В 2013 году Tele2 была полностью выкуплена группой ВТБ, и оператор стал российским. Еще одной важной вехой в истории развития компании стал 2014 год, когда было принято решение о создании совместного предприятия с «Ростелекомом», и он передал в СП все свои мобильные активы, в том числе и «Байкалвестком».
Что мы имеем в итоге сегодня? Tele2 – крупный федеральный оператор, который работает более чем в 60 регионах России, обладает полным спектром лицензий на самые современные стандарты связи и готов к дальнейшему увеличению доли рынка. У Tele2 есть все необходимые ресурсы и возможности для развития. Мы здорово изменились. Неизменной осталась только модель Tele2, доказавшая свою эффективность.
В чем она заключается?
– Tele2 всегда работала на рынке мобильной связи, предоставляя услуги по наиболее низким ценам. Это модель дискаунтера, построенная на серьезном расчете: нужно предлагать абонентам привлекательные цены и оставаться «в плюсе». Эта модель предполагает очень взвешенное отношение ко всем издержкам, которые не отражаются на конечном качестве для абонентов.
«Отток был, но ситуация стабилизировалась»
Приход бренда Tele2 в Иркутск сопровождался рекламной кампанией, рассказывающей о 33 сходствах «БВК» и Tele2. Их, я думаю, все иркутяне успели увидеть и изучить. А в чем же все-таки принципиальное различие между двумя операторами?
– Мы действительно очень похожи: главный принцип для нас, как и для наших предшественников в Иркутской области, – это честное отношение к абонентам. Отличие же в модели, о которой я уже упомянул, – модели дискаунтера и ценового лидера. Простая и понятная тарифная линейка, низкие цены – это, пожалуй, единственное заметное отличие для абонентов. Все остальное – глубоко внутри компании.
Сам процесс интеграции «БВК» в Tele2 проходил очень непросто. Установка и запуск новых станций, переход на единую IT-платформу – все это в итоге отражалось на качестве связи. Есть люди терпеливые, а есть и не очень. Много абонентов вы потеряли за это время?
– Действительно, интеграция далась непросто, возникали разного рода технические трудности, и отток был – на уровне 1-2% от абонентской базы. Но и это не является для нас нормой.
Сейчас ситуация стабилизируется, количество жалоб снижается. Мы же со своей стороны делаем все, чтобы побороть сложившийся, возможно, у абонентов скепсис. И уже начали модернизировать сеть. В Иркутской области, например, инвестиции в развитие составляют 400 млн рублей, причем в эту сумму не входят расходы на поддержание сети в рабочем состоянии.
В ближайшее время мы инвестируем в сеть эти деньги. В течение трех месяцев планируем установить на более чем 100 базовых станциях современное оборудование, которое поддерживает все стандарты связи. «Пятилетка за два года» (смеется). Только в мае их запущено свыше 20. Кроме того, будет существенно увеличена пропускная способность транспортной сети в крупных городах и отдаленных населенных пунктах. Отмечу, что модернизация оборудования затронет не только крупные города – Иркутск, Ангарск, но и небольшие населенные пункты, такие как Куйтун, Усть-Ордынский, Качуг и другие. Дополнительно планируем запустить новые базовые станции 3G в ряде дачных поселков. В дальнейшем мы модернизируем оборудование на всей сети.
Кто-нибудь из абонентов, сменивших «БВК» на других операторов, уже вернулся обратно?
– Да, есть уже такие примеры. В том числе – среди корпоративных клиентов. И еще, надеюсь, будут. Просто по закону, если абонент уходит к другому оператору, он не может вернуться раньше, чем через два месяца.
«БВК» нравился многим абонентам своим контакт-центром. В отличие от федеральных операторов с общими на всю Россию телефонами техобслуживания, в «БВК» было просто дозвониться и решить все проблемы очень быстро, буквально в «ручном» режиме. Когда call-центр перестал работать, многие отреагировали на это очень болезненно.
– Мы прекрасно понимали важность call-центра для иркутян. И поэтому приняли решение создать на его базе федеральный иркутский контакт-центр (ИКЦ), который будет обслуживать абонентов Tele2 на территории Сибири и Дальнего Востока. Это четвертый такой объект компании в России. Call-центр взял лучшее от предшественника – например, мы сохранили отдельную линию для абонентов, говорящих на китайском языке, – и получил новое развитие. Вложения компании только в IT-оснащение ИКЦ составили 35 млн рублей – это самое современное оборудование, самые высокие стандарты обслуживания.
Команда в call-центре осталась прежней?
– Основной состав – да. Практически все операторы «БВК» перешли в контактный центр Tele2 Иркутск. И руководит call-центром тоже сотрудница «Байкалвесткома». Эта преемственность не может не радовать. Мы делаем ставку, прежде всего, на иркутские кадры, зарекомендовавшие себя за годы работы в «БВК»: они местные, знают, как правильно работать в регионе, понимают потребности и проблемы абонентов, их психологию.
«Мы предлагаем низкие цены, но это не демпинг»
«Простота, бунтарство и низкая цена» – это три кита, на которых стоит бренд Tele2. Насколько все-таки ваша «низкая цена» ниже цены конкурентов?
– Средняя стоимость одной минуты, за которую платили абоненты Tele2, составила по итогам 2014 года 90 копеек. У ближайшего конкурента – 91 копейка. Но это по итогам 2014 года, то есть до запуска новых тарифных портфелей в новых для Tele2 регионах. Например, в Иркутске. Я думаю, по итогам 2015 года наше преимущество будет более заметным. Что же касается именно Иркутска, то здесь по некоторым тарифным предложениям наша цена выгоднее предложений конкурентов в 5 раз. Не везде разница в цене будет кратной, но, как минимум, десятую часть мы будем стремиться «отыгрывать». И, думаю, в итоге опередим «коллег по цеху» по всему набору предложений.
За счет чего? Долго ведь демпинговать невозможно…
– Наша модель – не демпинг. Мы предлагаем такие цены, потому что можем их предложить, потому что внутренняя эффективность компании позволяет нам это делать. В 2014 году на одного сотрудника Tele2 приходилось порядка 11 млн рублей выручки – это второй результат в России. В этом году, за счет запуска скоростного мобильного интернета в большинстве регионов присутствия, мы этот показатель увеличим. Наши сотрудники умеют и хотят быть эффективными. Да и сама бизнес-модель подразумевает максимальную эффективность процессов на каждом этапе. В итоге мы можем сохранить рентабельность бизнеса, даже предлагая абонентам более низкие цены.
Все-таки такая логика для многих непонятна. Если ты лидер рынка – так и зарабатывай больше!
– Мы и зарабатываем. Но не поднятием цены для абонентов, а сокращением своих внутренних издержек.
Есть вещи, на которых мы можем экономить, – и мы экономим. Элементарно, если я куда-то лечу – то эконом-классом. Ничего лишнего – такова политика компании.
И еще одно. В ряде регионов присутствия Tele2 является лидером рынка либо делит с кем-то первое место. Мы сознательно предлагаем выгодные для клиента цены: соглашаясь на более низкий счет за качественные услуги связи для каждого абонента, мы компенсируем это их количеством.
«Наши тарифы понятны даже бабушкам»
В тарифной линейке Tele2 пять основных позиций: «Оранжевый» и «Бирюзовый» тарифы и три пакетных – «Черный», «Очень черный» и «Самый черный». Не мало ли?
– Один из наших принципов – это простота. Мы не экспериментируем с узконаправленными, «нишевыми» предложениями.
У нас в линейке всегда не более пяти тарифных предложений. Все они – честные, без «звездочек», простые, понятные любому абоненту – даже бабушкам (улыбается), и востребованные у большинства клиентов.
Пяти тарифов вполне достаточно, чтобы каждый клиент нашел для себя наиболее выгодный и интересный вариант. Если, например, у вас много коротких разговоров, вам подойдет тариф «Оранжевый» – одна копейка за секунду. Если вы предпочитаете более длинные разговоры – подключайте «Бирюзовый»: первая минута стоит рубль, последующие – 5 копеек.
За счет того, что мы не генерим кучу тарифов, нам не нужны дополнительные ресурсы IT-систем, чтобы обрабатывать все эти тяжелые расчеты. Не нужно обеспечивать, чтобы солнце крутилось вокруг Земли (смеется). Мы все-таки мобильной связью занимаемся.
Какой из тарифов сейчас наиболее востребован у иркутян?
– Лидирует «Оранжевый», копейка за секунду. И наши новые пакетные предложения линейки «Черных».
Свои услуги вы продвигаете, в том числе, с помощью монобрендовых салонов, которые недавно «переоделись» в фирменном черно-белом стиле. Вы говорили, что делаете ставку в продвижении именно на монобренды. Почему?
– На фирменную розницу мы действительно делаем основную ставку. Именно в наших салонах абонент получает достойный уровень сервиса, что гарантирует высокую лояльность и долгосрочное сотрудничество.
В Иркутской области около 50 салонов, часть из них меняет дислокацию: мы стремимся к тому, чтобы наши услуги были в шаговой доступности для потенциальных клиентов. А сама работа салонов настроена на максимально быстрое обслуживание. Монобренды работают по принципу супермаркета. В одной зоне клиент выбирает себе номер, во второй – оптимальный тариф, в третьей подключает дополнительные услуги.
Сотрудники иркутских монобрендов сегодня справляются с потоком горожан, желающих подключиться к Tele2?
– Не буду лукавить: иногда действительно бывает настолько «жарко», что образуются очереди. Мы стараемся оперативно реагировать: увеличиваем количество рабочих мест, сотрудников, чтобы клиентам было максимально комфортно. Саму сеть тоже планируем расширять.
В том числе по схеме франчайзинга?
– Верно. Монобрендовый салон Tele2 – это франшиза, причем одна из лидирующих в топ-100 в России. Это отработанное решение, проверенное временем, опытом в других регионах. Tele2 берет на себя расходы по ремонту салона, передает партнеру IT-оборудование, при выполнении показателей компенсирует аренду помещения. Также действует принцип разделения доходности. Мы понимаем: чтобы партнер успешно работал, мы должны какую-то часть доходов оператора передать ему.
Одним словом, у партнера очень выгодные условия – если он качественно работает, потому что мы не хотим подключений, которые будут очень быстро попадать в отток. Чтобы абонент остался с нами надолго, он должен получить высокий уровень сервиса, качественную консультацию, правильную информацию о тарифах.
«4G в Иркутской области запустим в 2016 году»
Ваши конкуренты заявляют, что мобильный интернет – это драйвер рынка, и основной рост сегодня происходит именно в этом сегменте. Вы согласны?
– Мобильный интернет, безусловно, становится одной из основных услуг, но голосовая связь пока превалирует в объеме доходов операторов. Мобильный интернет напрямую связан с возможностями абонентских устройств. Чтобы эта услуга стала основной, нужно, чтобы у каждого абонента были такие телефоны.
Когда планируете запустить 4G в Иркутской области? Или в нашем регионе пока нет достаточного количества абонентов, для которых это актуально?
– Инвестиции в новые сервисы необходимы, и мы, безусловно, будем их делать.
В Иркутской области 4G планируем запустить в 2016 году. Но это не основная наша задача сегодня.
А какая основная?
– Первое, и самое главное, – хорошее, качественное покрытие сетью 3G, на это мы в первую очередь направили свои усилия. И, я думаю, абоненты в Иркутской области уже сейчас заметили увеличение скорости мобильного интернета. 3G, по нашим оценкам, до 2018 года будет оставаться основной технологией доступа в интернет.
В Иркутской области до сих пор есть места, где связь только по спутнику. Золотодобытчики в Бодайбо, например, – туда только-только «дотянулись» фиксированные каналы связи, к которым можно будет подключить базовые станции.
«Сохранить и приумножить»
Антон, в распоряжении Tele2 в Иркутской области оказалась очень хорошая доля рынка – 50%. Быть лидером всегда непросто: нужно ведь не только удерживать долю, но и увеличивать ее. Что сложнее?
– Обе цели трудные. Сохранять доверие и лояльность абонентов – это очень непросто, это постоянная, кропотливая работа.
Я каждое утро получаю статистику и если вижу, что тренд вдруг изменил свое направление, начинаю метать громы и молнии, чтобы изменить его в обратную сторону (смеется).
Читайте также:
А увеличивать долю рынка мы можем, предлагая качественные услуги мобильной связи по самым выгодным ценам.
Анна Масленникова,
Газета Дело
Антон Кондратов, региональный управляющий директор Tele2 Иркутск
Окончил Московский технический университет связи и информатики по специальности «Телекоммуникации». До прихода в Tele2 Антон Кондратов руководил коммерческим департаментом мобильного бизнеса макрорегиона «Москва» ОАО «Ростелеком», а в мае 2014 года возглавил подразделение CDMA-бизнеса макрорегиона «Москва» Tele2. В марте 2015 года был назначен региональным управляющим директором Tele2 Иркутск.