Как стало известно "Ъ", между покидающим российский авторынок американским концерном General Motors (GM) и его бывшими дилерами возник конфликт вокруг отступных. Стороны расходятся в понимании срока окупаемости вложений дилеров в закрывающиеся салоны, в итоге их оценки отличаются на порядок. Также дилеры, которых у GM в РФ более трехсот, недовольны условиями сервисных контрактов. По мнению участников рынка, затягивание переговоров выгодно концерну: он тем временем распродает стоки, оставляя дилерам все меньше инструментов давления.
Американскому автоконцерну General Motors, который в марте объявил об уходе с российского рынка, не удается договориться с дилерами, рассказывают "Ъ" источники на рынке.
По словам ряда игроков, GM будет рассчитывать компенсации с учетом того, что срок окупаемости дилерских центров составляет пять лет, но дилеров это не устраивает. Коммерческий директор ГК "Автомир" (Chevrolet, Ford, Opel, Toyota и др.) Виталий Горшенков оценивает окупаемость таких инвестиций в 8-12 лет.
Кроме того, говорят собеседники "Ъ", GM готов компенсировать лишь стартовые затраты на идентификацию (создание центра под конкретный бренд), но очевидно, что дилеры хотели бы возместить ущерб по максимуму, и большинство из них утверждает, что переформатировать торговые площадки под другие бренды сложно и требует больших инвестиций.
В GM и дилерских компаниях переговоры не комментируют. Пока источникам "Ъ" неизвестны случаи выплаты компенсаций. Компания обещала это сделать до конца года, говорят они.
Дилеры ожидают, что выплаты начнутся в третьем квартале, но отмечают, что на заявки с запрашиваемыми суммами компенсаций по большей части нет ни положительных, ни негативных ответов. Один из источников "Ъ" утверждает, что крупный дилер просил у GM компенсацию в 400 млн руб., но автоконцерн был готов возместить лишь несколько десятков миллионов рублей.
Другой собеседник "Ъ" среди дилеров поясняет, что у GM есть инструменты давления -- угроза расторжения авторизованного сервисного контракта. Это может особенно болезненно сказаться на крупных дилерах с наработанной клиентской базой, отмечает источник "Ъ".
По оценкам Российской ассоциации автодилеров, у GM в России 310 дилеров Opel и Chevrolet.
По данным "Ъ", одна из последних встреч между топ-менеджментом GM и дилерами прошла в середине июля. Как рассказывает один из источников "Ъ", последние остались недовольны предложенными автоконцерном условиями продления сервисных контрактов. В частности, среди таких требований -- пять рабочих мест (подъемников) в сервисе. Собеседник "Ъ" уверяет, что для региональных дилеров это бессмысленно, поскольку там нет столь существенной загрузки. Также GM требует, чтобы дилеры обеспечивали половину скидки в 20% на запчасти, которую концерн хочет дать потребителям.
Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала" соглашается, что дальнейшие переговоры "будут очень сложными": очевидно, что GM хочет минимизировать затраты, а дилеры -- получить максимум. Особенно острым, отмечает аналитик, является вопрос упущенной выгоды: на фоне тяжелых рыночных условий дилерам потребуются дополнительные инвестиции для переориентации бизнеса.
Яна Циноева




SIA.RU: Главное