Новости

Слабый рубль не спас автопром

Российские автоконцерны, собиравшиеся возместить дефицит спроса в РФ за счет экспорта, эту возможность не реализовали. В первом полугодии экспорт легковых машин сократился на 27%, коммерческого транспорта -- на 2,3%. В отрасли говорят, что виной тому падение традиционных рынков в СНГ, прежде всего Казахстана. А чтобы конкурировать на рынках дальнего зарубежья с местными производителями, российскому автопрому нужны или большие инвестиции, или господдержка.

По данным Федеральной таможенной службы, экспорт легковых машин из РФ в первом полугодии упал на 27%, до 48,9 тыс. машин (в денежном выражении -- на 29,6%, до $527,1 млн). Поставки в дальнее зарубежье немного выросли -- на 7%, до 3 тыс. машин (на 152%, до $65,1 млн), в СНГ экспорт упал на 29%, до 45,9 тыс. машин (на 36%, до $462 млн). Чуть лучше ситуация с грузовиками: экспорт снизился на 2,3%, до 8,4 тыс. машин (в деньгах на 2,7%, до $205,4 млн). Поставки в дальнее зарубежье поднялись на 9%, до 2,4 тыс. штук (на 35%, до $109,3 млн), а в СНГ упали на 8%, до 5,9 тыс. машин (на 26%, до $96,1 млн).

При этом на прошлой неделе глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял "Ведомостям": "Под санкциями мы уже увеличили экспорт по автомобилям на 20-30%". В министерстве уточнили, что "имелось в виду, что в части роста экспорта у российских автоконцернов есть положительные примеры". В пример приводятся КамАЗ, поднявший экспорт на 30,6% (в страны дальнего зарубежья -- на 171,6%), "Урал", нарастивший экспорт на 58,7%. В денежном выражении, по данным Минпромторга, экспорт КамАЗа вырос на 55%, АвтоВАЗа -- на 9,4%, УАЗа -- на 13%. Но, по данным самого КамАЗа, за полугодие экспорт вырос на 2,6%, до 2,26 тыс. машин. Поставки в дальнее зарубежье выросли на 184%, до 796 машин, в СНГ -- сократились на 23,8%, до 1,46 тыс. штук. В группе ГАЗ, "Соллерсе" и АвтоВАЗе данные не раскрыли. В 2014 году КамАЗ поднял экспорт на 6,8%, примерно до 6 тыс. машин, группа ГАЗ продала за рубеж 17 тыс. машин, экспорт АвтоВАЗа упал на 34%, до 51,7 тыс. машин.

С прошлого декабря, когда резко ослаб рубль, в заявлениях автопрома все больше внимания к экспорту: заводы рассчитывают компенсировать падение спроса в РФ.

Основные регионы поставок -- СНГ, Латинская Америка, Ближний Восток, Азия. Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон утверждал, что экспорт завода удвоится до 100 тыс. машин. По его последним заявлениям, концерн может увеличить поставки за рубеж на 40%, компания уже заключила экспортные контракты на 70 тыс. машин. АвтоВАЗ также анонсировал возобновление поставок в Европу осенью. В группе ГАЗ планируют за пять лет поднять долю экспорта в дальнее зарубежье с 17% до 30%. УАЗ в начале года объявлял о планах роста экспорта на 53,8%, до 10 тыс. машин, у КамАЗа в планах увеличить экспорт на 16%, до 7 тыс. машин.

Но, судя по данным ФТС, автоэкспорт в дальнее зарубежье растет символически, а ключевой рынок СНГ заводы теряют.

Вице-президент по продажам и маркетингу АвтоВАЗа Денис Петрунин не видит проблем с экспортом, но отмечает большое число самовывозов физлицами в Казахстан, Белоруссию и на Украину. Основной экспорт приходился на Казахстан, но, рассказывают собеседники "Ъ" в отрасли, поставки туда, как и на Украину, в этом году заметно сократились. В КамАЗе отмечали, что в 2014 году Казахстан занимал две трети в экспорте, а в этом году его доля упадет почти вдвое (это связывают с падением цен на нефть, инфляцией и спадом потребительской активности). Но в компании видят рост спроса в Туркмении и Азербайджане. В группе ГАЗ говорят, что Казахстан заполонил подержанный импорт.

Собеседники "Ъ" говорят, что у исторических внешних рынков (Азия и СНГ) нет большого потенциала спроса, а на емких рынках есть свои локализованные производители. Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева пояснила, что при слабом рубле продукция автопрома привлекательнее, но для продвижения на рынках нужны инвестиции, которые по причине тех же слабых рубля и нефти "тают", а обсуждаемые меры господдержки экспорта далеки от реализации..

Яна Циноева


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное