Как выяснил "Ъ", Минпромторг с подачи автопрома предложил правительству отсрочить переход на экологический стандарт "Евро-5", запланированный на 1 января 2016 года. По данным "Ъ", решение могут принять до конца месяца, но льгота коснется только производителей коммерческой техники и внедорожников, в первую очередь КамАЗа, УАЗа, группы ГАЗ. В отрасли инициативу объясняют дефицитом топлива "Евро-5" и подорожанием машин после перехода на новый стандарт.
В конце июля Минпромторг направил в правительство доклад о целесообразности отсрочки перехода на двигатели стандарта "Евро-5", рассказал "Ъ" собеседник в отрасли. Но если ранее это обсуждалось в отношении всех автозаводов, то теперь предлагается дать льготу только тем, кто выпускает коммерческий транспорт и автомобили категории M1G (внедорожники). По действующему техрегламенту все выпускаемые в Таможенном союзе машины должны соответствовать требованиям "Евро-5" с 1 января 2016 года.
"Такие инициативы действительно в настоящее время предлагаются",-- подтвердили "Ъ" в Минэкономики, добавив, что окончательное решение о переносе сроков будет принимать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В ЕЭК заявили, что вопроса по отсрочке перехода на "Евро-5" в повестках заседаний коллегии ЕЭК 18 августа и Совета ЕЭК на уровне вице-премьеров 26 августа нет. Как писал "Ъ" 27 марта, российские автоконцерны уже тогда лоббировали отсрочку, и речь шла о переносе на год или два. Один из источников "Ъ" не исключил, что и переход на новый стандарт могут отложить до осени 2017 года. В Минпромторге на запрос "Ъ" не ответили.
Сроки перехода на "Евро-5" могут сдвинуться и у нефтяников. В конце июля глава Минэнерго Александр Новак говорил, что вопрос о сохранении сроков остается "дискуссионным". Он отмечал, что переход с 2016 года может повлечь риск дефицита топлива, который оценивался им в 2-4 млн тонн (собеседники "Ъ" на рынке считают этот прогноз довольно оптимистичным). Господин Новак уточнял, что реконструкция и модернизация НПЗ должна закончиться лишь к 2020 году. О рисках недопроизводства говорили и в Федеральной антимонопольной службе: в июле она обратилась в Минэнерго по вопросу о продлении оборота топлива "Евро-4" на 2016 год. В августе служба собиралась направить совместную с министерством позицию в правительство. По данным Минэнерго, потребление бензина в этом году составит 35,7 млн тонн, выпуск -- 36,8 млн тонн, из которых 28,2 млн тонн -- "Евро-5".
По инициативе автопрома и нефтяников переход на "Евро-4", прошедший в 2013 году, переносился дважды (изначально его ставили на 2010 год). Но, по данным "Ъ", за отсрочку перехода на "Евро-5" выступали не все автоконцерны: ее открыто поддержали Renault и Hyundai, но АвтоВАЗ и, как говорят источники "Ъ", Volkswagen были за переход по графику.
КамАЗ также не был против перехода на "Евро-5", УАЗ ранее не высказывал позицию (в "Соллерсе" на вопросы "Ъ" не ответили). При этом собеседник "Ъ" среди автопроизводителей замечает, что УАЗу "сложно дался переход на "Евро-4"", и добавляет, что для модернизации двигателя до "Евро-5" нужны серьезные инвестиции.
По мнению директора автомобильной практики PwC в России Сергея Литвиненко, для большинства производителей легковых машин переход на следующий стандарт не потребует существенных инвестиций, многие модели с "Евро-4" делались с возможностью доработки до "Евро-5". Сложнее придется тем отечественным производителям, у которых есть устаревшие модели, добавил он. Для коммерческого транспорта вопрос важнее: эксплуатационные издержки увеличиваются, так как топливо "Евро-5" дороже и не везде доступно, заключил эксперт.
Яна Циноева




SIA.RU: Главное