Новости

Рига готовится к рельсовой войне. В Латвии ждут остановки грузопотока из России

Латвийские официальные лица опасаются, что РФ на два месяца прекратит транзит угля и минудобрений через Рижский порт, мотивируя это ремонтом путей. В Латвии не исключают, что это реакция на арест близкого к ОАО РЖД главы Латвийской железной дороги Угиса Магониса. В российской монополии говорят, что грузы в Латвию идут нормально и масштабных ремонтов не предвидится, но железнодорожные операторы уже готовятся к проблемам. Тем более что отношения России с соседними странами богаты примерами длительных ремонтов инфраструктуры, совпадавших по срокам с коммерческими или политическими конфликтами.

Вчера министр сообщений Латвии Анрийс Матисс сообщил, что Россия, по неофициальным данным, собирается прекратить транзитную отправку угля и минудобрений через Рижский порт. Он подчеркнул, что информация непроверенная. Но вице-мэр Риги и предправления порта Андрис Америкс сообщил Латвийскому телевидению, что порт получил аналогичную информацию. По его оценке, от перевалки угля Латвия получает около 10 евро с тонны, прекращение транзита выразится в убытке в 130-140 млн евро. А и. о. предправления Latvijas dzelzcels (Латвийской железной дороги) Айварс Стракшас заявил уже о том, что компания получила "официальную информацию со стороны России о том, что в связи с плохим состоянием железнодорожных путей по направлению в Латвию в течение двух месяцев будут вестись ремонтные работы". По его словам, о месте повреждения не сообщалось, а запрет на перевозку вступит в силу через десять дней.

РФ не подтвердила информацию о прекращении транзита, заявили BNS в аппарате премьера Латвии Лаймдоты Страуюмы. В ОАО РЖД говорят лишь, что "осуществляют перевозки грузов в сообщении с Латвией в плановом режиме -- в соответствии c заявками грузоотправителей, согласованными латвийской стороной", ограничений нет. В монополии "Ъ" пояснили, что некие сезонные ремонтные работы ведутся, но они не влияют на грузопоток.

Основной объем российских грузов на Латвию в июле шел через ФГК (около трети), "Уралхимтранс", "УВЗ-Логистик", Первую грузовую компанию (ПГК), "Новотранс" и "Балттранссервис", говорит источник "Ъ", знакомый с ситуацией. Уголь через Ригу вывозят MIRTrade (трейдер "Сибирского делового союза" -- СДС), Carbo One (трейдер "Кузбассразрезугля" -- КРУ), СУЭК и "Сибирский антрацит", говорит другой собеседник "Ъ". Глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что наибольший объем перевалки (45,7%) в Рижском порту приходится на СДС -- 4,4 млн тонн за январь--июль, на втором месте КРУ (21,8%, 2,1 млн тонн), а также "Уралхим" (1,16 млн тонн).

Но если у угольщиков есть пространство для маневра, то у "Уралхима", совсем недавно построившего в Риге терминал, положение незавидное, замечает эксперт. Угольные компании и "Уралхим" от комментариев отказались.

Но железнодорожных операторов ситуация тревожит. Источники "Ъ" в отрасли либо ожидают со дня на день закрытия грузооборота, либо уверяют, что уже начались проблемы. Так, говорит один из них, в ряде случаев прекратилась "заадресация" вагонов (принятие заявки на отправку вагона на определенную станцию), закрыт въезд на припортовую станцию, вагоны скапливаются на станциях в Латвии. Другой собеседник "Ъ" говорит, что запрета только ждут.

Источники "Ъ", близкие к ситуации, полагают, что она связана с политикой. Об этом говорил вчера и Анрийс Матисс: чиновник предположил, что в данном случае это может быть связано с недавним арестом в Латвии экс-председателя правления Latvijas dzelzcels Угиса Магониса, активно работавшего с ОАО РЖД.

Наталья Скорлыгина, Егор Попов, Ольга Мордюшенко


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное