Из всех видов медпомощи граждане выше всего оценили работу больниц и стоматологических клиник.
Как следует из предварительной публикации Центра политики в сфере здравоохранения Высшей школы экономики (ВШЭ), большинство россиян сомневаются в доступности бесплатных медицинских услуг и все чаще доплачивают за них.
80% уверены, что в случае болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме. Такие данные приводят в своем исследовании "Доступность и качество медпомощи в оценках населения" директор Центра политики в сфере здравоохранения ВШЭ Сергей Шишкин и социологи "Левада-центра" Наталья Кочкина и Марина Красильникова. Базой для их работы стали соцопросы взрослого населения, проведенные в 2013-2014 годах "Левада-центром". Также использованы данные всероссийских опросов "Левада-центра" 2005-2014 годов и всероссийского опроса населения, проведенного Росздравнадзором в 2008 году.
Многие уже платят за лечение, и распространенность этой практики увеличивается, отмечают авторы работы. Чаще всего россияне платят при посещении стоматолога и стационара -- в последние годы четверть их пациентов несла расходы за получаемую там медпомощь.
При этом почти в половине случаев (47%) пациентам больниц приходилось приобретать за свой счет лекарства. В ряде случаев оплата услуг была связана с желанием улучшить их качество -- так объяснили свои действия более трети пациентов, оплачивавших лечение. Это, по мнению авторов работы, свидетельствует о наличии "принципиальных изъянов" в системе бесплатной медпомощи населению.
Наименее качественной россияне называют амбулаторную медпомощь. Большая доля людей (41%) отметила лишь сам факт оказания помощи без видимого улучшения здоровья. Стационарную медпомощь они оценили гораздо выше -- в среднем по стране ею остались довольны 82% респондентов. Впрочем, как поясняют авторы исследования, среди довольных больницами больше всего людей обеспеченных (87%) -- они могут получать стационарную помощь в более комфортабельных условиях и оплачивать дополнительный уход.
Несмотря на проблемы бесплатности услуг, население в целом положительно оценивает изменения в работе больниц и поликлиник. По данным опроса 2014 года, улучшения в их работе увидели 42% взрослого населения, 29% сообщили о снижении качества медобслуживания.
Впрочем, как отмечают авторы ВШЭ, ссылаясь на данные своего исследования, положительные оценки чаще дают те, кто какое-то время не соприкасался с системой здравоохранения. 32% имевших за год личный опыт получения медуслуг говорят об ухудшении работы медучреждений -- против 19% тех, кто за медпомощью не обращался. Из этого авторы работы делают вывод о том, что образ российского здравоохранения, создаваемый преимущественно средствами массовой информации, несколько лучше реальных оценок системы.
Анастасия Мануйлова




SIA.RU: Главное