Китайские Jiangsu Baoli и Xi`an Aircraft вложат $200 млн в производство ближнемагистральных самолетов МА-600 в Комсомольске-на Амуре мощностью 50 судов в год. Этот проект может стать альтернативой сорвавшимся из-за санкций планам "Ростеха" и Bombardier по локализации в РФ Q400, но китайцы рассчитывают на РФ -- в первую очередь как на сборочную площадку с налоговыми льготами. Платежеспособного спроса на такие самолеты в России сейчас почти нет, отмечают эксперты.
Китайские Jiangsu Baoli International Investment и Xi`an Aircraft Industrial Corporation (AIC) подписали с Минвостокразвития соглашение об организации сборки турбовинтовых самолетов МА-600 и деталей для них в ТОР Комсомольска-на-Амуре. Мощность производства составит 50 самолетов. Инвестиции в проект на первоначальном этапе в Jiangsu Baoli (должна предоставить средства) оценивают в сумму около $200 млн, AIC внесет технологии и получит контроль в СП. По словам министра Александра Галушки, китайские компании заинтересовала ТОР из-за налоговых льгот и девальвации рубля. По его словам, финансово-экономическая модель проекта появится к 30 октября. Президент Jiangsu Baoli Чжоу Дехун уточнил, что на первом этапе СП займется "финальной сборкой", а потом перейдет к производству элементов самолета.
МА-600 -- узкофюзеляжный двухмоторный турбовинтовой региональный самолет, разработан на базе Ан-24. Рассчитан на 60 пассажиров, с 2000 года выпущено около 80 МА-60 (предыдущая версия) и 4 МА-600.
Jiangsu Baoli занимает свыше 30% рынка асфальтово-битумных смесей в КНР, на конец 2014 года активы -- 2,36 млрд юаней (сейчас $370 млн), чистые активы -- 1,63 млрд юаней ($260 млн). Свыше 57% акций Xi`an AIC у государственной Xi`an Aircraft Industrial Corporation. Выпускает военные и гражданские самолеты. Общий объем активов AIC -- свыше 17 млрд юаней ($2,7 млрд), чистые активы -- 9,8 млрд юаней ($1,54 млрд).
Коммерческий директор российской структуры Jiangsu Baoli "Баолирус Интернейшнл Инвестментс" Елена Евсеева сказала "Ъ", что руководство китайской компании решило заняться международными инвестициями и финансовым лизингом. У Baoli уже есть проект в РФ: весной она заключила с Минвостокразвития меморандум о строительстве в ТОР "Амур" завода составов и изделий на основе битума стоимостью около $50 млн. В ближайшие несколько лет Jiangsu Baoli планирует вложить в РФ до $2 млрд. Госпожа Евсеева пояснила "Ъ", что в будущем в Комсомольске будет сборка не только самолетов, но и комплектующих (двигателей и титановых элементов).
Сейчас в России нет производства самолетов, аналогичных МА-60, хотя еще в начале 2010-х годов спрос на самолеты на 60-70 пассажиров был высок. Французская ATR в 2012 году оценивала спрос в СНГ до 2017-2018 годов в 150-200 судов.
Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, отмечает, что Китай давно хотел выйти на российский рынок турбовинтовых самолетов. "Способствовать этому могли недавние договоренности о поставках 100 SSJ 100 в Китай, тогда вход на российский рынок мог быть предоставлен в обмен",-- предполагает он.
Егор Попов, Владивосток; Анатолий Джумайло




SIA.RU: Главное