Первый газовый аукцион "Газпрома" продемонстрировал подход, которого монополия намерена придерживаться при модификации экспортной стратегии. "Газпром" смог продать примерно треть заявленного объема по цене выше, чем в его долгосрочных контрактах. Покупателями, по данным "Ъ", стали в основном средние потребители, а не давние партнеры "Газпрома" -- крупные газовые компании Европы.
"Газпром" в ходе первого экспортного аукциона на этой неделе смог продать около трети выставленных объемов газа. Как сообщил "Газпром экспорт", из 3,2 млрд кубометров с поставкой в октябре 2014-го -- марте 2015 года участники отобрали "более 1 млрд кубометров". При этом "Газпром" не стал изменять своему принципу и предлагал цену выше, чем по своим долгосрочным контрактам с поставкой зимой. Как писал "Ъ" 8 сентября, из-за такого подхода в первый из четырех дней торгов монополия не заключила ни одной сделки. Вчера "Газпром экспорт" заявил, что цена сделок оказалась выше как средней цены по портфелю долгосрочных контрактов в Центральной и Северной Европе, так и текущих спотовых и форвардных цен на европейских хабах.
"Газпром" в ходе аукциона провел около 40 сделок с 15 контрагентами из 39 компаний, отобранных для участия. По словам источников "Ъ", знакомых с ситуацией, газ в основном отбирали средние компании и трейдеры без долгосрочных контрактов с "Газпромом". Это подтверждается структурой сделок: покупатели брали небольшие объемы по три-четыре лота (75-100 млн кубометров). Крупным компаниям, имеющим долгосрочные контракты, покупка по этим ценам была невыгодна: для них будет дешевле зимой отобрать дополнительные объемы по контрактам.
В "Газпроме" подчеркивали удовлетворение от итогов эксперимента, отметив, что "решены все задачи, достигнуты все цели".
Глава "Газпром экспорта" Елена Бурмистрова добавила, что аукционы могут быть проведены "на других западно- и восточно-европейских пунктах сдачи". Если в ходе тиражирования эксперимента "Газпром" сохранит подход "цена аукциона не ниже цены долгосрочных контрактов", то его клиентами опять могут оказаться только средние компании.
Юрий Барсуков




SIA.RU: Главное