Новости

На что в бюджете нет денег

Одним из вопросов бюджетного совещания у президента Владимира Путина должна стать судьба поручений, которые Министерство финансов в 2016 году не имеет возможности оплатить расходами федерального бюджета. Десятки поручений и резолюций президента требуют 893 млрд руб. в 2016 году и чуть большие суммы -- в 2017-2018 годах. По состоянию на вечер понедельника ведомство Антона Силуанова было способно учесть в бюджете-2016 резолюции президента на сумму 65,9 млрд руб.

Новые бюджетные проектировки в рамках подготовки бюджета на 2016-2018 годов будут сегодня предварительно обсуждены на бюджетном совещании у президента в Ново-Огарево. Базовым вопросом совещания будет стратегия расходования двух суверенных фондов -- Резервного фонда и Фонда национального благосостояния -- в рамках де-факто однолетнего бюджета и связанные с ним вопросы. Одним из них -- помимо вопросов работы накопительного компонента пенсионной системы в 2016 году, предельному объему внутреннего долга, объему гособоронзаказа -- Минфин впервые предлагает сделать исполнение указов, поручений и указаний Владимира Путина. Как утверждает источник "Ъ", близкий к правительству, в материалах к совещанию в Ново-Огарево Минфин приводит таблицу такого рода указаний главы государства, которые сейчас не учтены в бюджетных проектировках,-- на них нужны дополнительные источники расходов или же от "расходов по резолюциям" следует в следующем году отказываться.

Напомним, поручения президента Владимира Путина, равно как и премьер-министра Дмитрия Медведева не добавляют стабильности бюджетному процессу. Глава государства почти еженедельно накладывает резолюции на обращения представителей разных ветвей власти в служебной переписке, дает прямые поручения, в том числе Минфину. Кроме того, указы президента также являются обязательными к исполнению. При этом при изменении экономических условий финансовые последствия для правительства могут меняться: так, в числе самых дорогостоящих (см. справку) майских указов 2012 года было предложено установить денежное довольствие военнослужащим не ниже ведущих отраслей экономики. Еще летом 2015 года предполагалось, что на эти цели бюджет в 2016 году потратит 406 млрд руб., однако в сентябре 2015 года стало понятно, что на буквальное исполнение этого пункта требуется еще 82,8 млрд руб.: судя по всему, в "ведущих" (то есть в случае с Россией -- экспортоориентированных) отраслях экономики после девальвации рубля в 2014-2015 годах номинальные зарплаты выросли быстрее, чем ожидалось.

Лишь часть поручений, на которые ссылается Минфин,-- либо "майские указы", либо следствия из них. Сама по себе проблема "майских указов" 2012 года уже решается -- напомним, как писал "Ъ" 11 сентября, в начале августа вице-премьер Ольга Голодец обсуждала с подчиненными ведомствами перенос сроков исполнения указов в части увеличения зарплат учителям и врачам на 2018 год. Однако требуется и строительство новых школ, которые Владимир Путин пообещал строить совместно с регионами в конце 2015 года, и повышать зарплаты ФСИН. Мало того, новые поручения, не предусмотренные августовскими версиями бюджетных проектировок, появлялись именно в связи с сокращением бюджета: так, сокращающемуся штату МВД по указу президента от 13 июля 2015 года требуются на завершение оптимизации численности ранее не предусмотренные 9,4 млрд руб.

Отметим, что на практике суммы, выделяемые по резолюциям Владимира Путина, в год приближаются к 1 трлн руб.-- часть поручений в финальный список Минфина не попали, в том числе, например, поручение строить учебный центр Госнаркоконтроля в Никарагуа, дворец спорта на 3,5 тыс. мест в Назрани и реконструировать Новодевичий монастырь за 1 млрд руб. в год. Подавляющее большинство поручений и распоряжений, с приоритетностью которых в условиях сверхжесткой бюджетной ситуации Минфин предлагает определиться, датированы 2015 или концом 2014 года. Впрочем, для самого Владимира Путина ситуация с обязательностью превращения его резолюций в госрасходы станет, вероятно, сюрпризом. Большая часть поручений и резолюций президента на обращениях за госрасходами не содержит указаний "Выделить средства": это или "Прошу поддержать", или еще более сдержанное "Прошу проработать", "Прошу рассмотреть".

В условиях 2007-2013 годов любая более или менее позитивная резолюция президента на документе трактовалась Минфином как прямое поручение осуществить федеральные расходы, и к этому, видимо, привыкли все. Сейчас же Владимиру Путину предлагается сказать, сохраняются ли правила игры при $50 за баррель и ниже. Если резолюция "Согласен" по-прежнему значит то же самое, что год назад, президенту предстоит определить, какие бюджетные расходы сокращаются взамен.

Дмитрий Бутрин

Топ-10. Самые высокобюджетные резолюции президента, на которые нет денег

Самая крупная статья расходов в таблице Минфина на 2016 год -- субсидии на создание новых мест в школах, 150 млрд руб.-- оформлена поручением Владимира Путина от 5 декабря 2014 года: совещание по образованию состоялось уже после утверждения бюджета на 2015-2017 годы, в которых эти расходы не значились.

82,9 млрд руб. дополнительно затребовано у правительства указом президента в силу необходимости исполнять указ президента от 7 мая 2012 года, в котором говорится, что денежное довольствие военнослужащих должно быть на уровне "работников организаций ведущих отраслей экономики".

62,6 млрд руб. нужно в 2016 году Российскому фонду прямых инвестиций: в резолюции на обращение менеджмента РФПИ Владимир Путин указал Минфину: положение фонда "должно быть устойчивым и предсказуемым".

52 млрд руб. из федерального бюджета 17 июня 2015 года Владимир Путин поручил выделить дополнительно в виде жилищных субсидий на цели Минобороны. Впрочем, точная формулировка поручения -- "проработать вопрос" о субсидиях.

45 млрд руб. Владимир Путин поручил выделить ОАО РЖД на совещании в Якутске 1 сентября 2014 года -- на модернизацию БАМа и Транссиба.

42,8 млрд руб. требуется в силу продления ФЦП по переводу сержантских должностей армии на контракт на 2016-2017 годы -- с продлением программы президент согласился еще 11 августа 2011 года.

16 млрд руб. президент 28 июля 2015 года поручил выделить СЛО "Россия" на модернизацию государственного авиапарка: Минфину и Минпромторгу указано, впрочем, не столько дать денег, сколько "дополнительно проработать" вопрос.

15,6 млрд руб.-- это предполагаемый финансовый результат приведения актов Белого дома по численности сотрудников ФСИН с указом Владимира Путина от 20 апреля 2013 года.

11,7 млрд руб. на программы, связанные с ликвидацией химоружия, выделены резолюцией "Согласен" от 22 ноября 2014 года на письмо секретаря Совбеза Николая Патрушева и полпреда в ПФО Михаила Бабича.

9,9 млрд руб. нужно на реализацию поручений президента 2012 года, требующих довести с 2016 года объем финансирования науки из государственных научных фондов до 25 млрд руб. в год.

Кроме того, 319,6 млрд руб. недостающих только на 2016 год средств по поручениям предлагается выделить по закрытым статьям расходов бюджета.
 


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное