Совещание по бюджетным проектировкам в открывшемся только вчера новом представительском корпусе резиденции президента Владимира Путина в Ново-Огарево закончилось без результатов: решено лишь, что дефицит бюджета РФ в 2016 году не превысит 3% ВВП. Впрочем, по данным "Ъ", к совещанию Минэкономики представило совершенно новую идею запуска экономического роста уже в 2016 году. Это -- политика укрепляющегося рубля, который должен оставить в стране часть уходящих из нее капиталов. По расчетам подчиненных Алексея Улюкаева, эта и ряд других проинвестиционных мер должны запустить рост ВВП на 2,4% уже в 2016 году, а в 2018 году экономика должна вырасти в целевом сценарии на 4,4%.
Владимир Путин вчера собрал в Ново-Огарево основных участников бюджетного процесса с тем, чтобы выявить все развилки, возникшие в ходе попыток сверстать проект казны-2016. Состав приглашенных демонстрировал полную концентрацию властей на решении этой задачи: руководство правительства, администрации президента, ЦБ, парламента, Счетной палаты. Был даже бизнес -- в лице главы "Роснефти" Игоря Сечина.
Развилок усилиями Минфина и соцблока Белого дома к совещанию набралось рекордное количество.
Владимиру Путину вскоре предстоит выбрать, как индексировать пенсии -- на 4-5% (исходя из возможностей) или на 12% (как обещано, по инфляции). Надо также решить, можно ли взять у нефтяной отрасли еще 600 млрд руб. налогов за счет пересмотра формулы НДПИ -- притом что сам президент провозгласил мораторий на рост фискальной нагрузки.
Ждут также высшего решения неразрешимые усилиями самих ведомств проблемы накопительной части пенсии и повышения пенсионного возраста. Есть еще темы допустимого предела расходования Резервного фонда, проблем с полным выполнением майских указов и всех поручений президента, сокращения расходов на госаппарат, отмены пенсий для работающих пенсионеров и так далее.
Владимир Путин в открытой части совещания обозначил лишь одно принятое им решение: дефицит бюджета-2016 не должен превышать 3% ВВП. Поскольку и в этом году Минфин ожидает ровно столько же, это означает, что при околонулевом приросте ВВП и таких же, как сейчас, доходах, базирующихся на тех же $50 за баррель, расходы казны-2016 должны остаться на уровне нынешнего года. Иными словами, в ожидании отскока нефти бюджет предлагается на год заморозить и ждать лучших времен. По словам Антона Силуанова, президент всех выслушал, совещания будут еще. Из более или менее определенного -- макропрогноз на 2016 год: цена нефти для расчета бюджета, по словам господина Силуанова, оставлена на уровне $50 за баррель, инфляция на конец этого года -- 12,2%.
Между тем похоже, что именно макропрогноз, составленный в Минэкономики, был одной из главных, но необъявленных новостей совещания у Владимира Путина -- в последней версии документа, составленного в ведомстве Алексея Улюкаева (она есть в распоряжении "Ъ"), есть определенные намеки на то, что правительство может делать с экономическим ростом.
Напомним, в предыдущей версии прогноза Минэкономики уточнялся базовый сценарий: в нем нефть в 2016 году стоила в среднем $50 за баррель, в 2017 году -- $55, в 2018-м -- $60. В новой, видимо, уже окончательной версии базовая переменная бюджетного процесса вновь уточнена: на 2016 год цена на нефть составляет, как и объявил министр финансов, $50 за баррель, на 2017-й -- $52, на 2018-й -- $55. Даны расчеты бюджета по консервативному сценарию, при котором нефтяные цены до 2018 года держатся на уровне $40 за баррель. Однако для тех же условий, что и базовые, расписан и новый сценарий -- целевой.
Целевой сценарий на 2016 год описан в проекте пояснительной записки ведомства Алексея Улюкаева достаточно общими и не всегда соответствующими табличным данным Минэкономики словами. Основа концепции, в изложении замминистра Алексея Ведева -- "повышение эффективности экономики на основе стимулирования инвестиционного спроса за счет сокращения текущего потребления": то есть на словах предлагается ограничить рост расходов домохозяйств.
При этом лишь часть эффекта приходится на чуть более низкую, чем в базовом варианте, инфляцию 2016-2018 годов целевого варианта прогноза.
Предлагаемая временная заморозка реальных тарифов госмонополий, объявленная еще одной мерой для запуска роста, на деле таковой в логике Минэкономики не является -- поскольку эти действия едины для всех трех сценариев прогноза. Целевой сценарий также не предполагает каких-то жесткостей в отношении госрасходов на бюджетозависимую часть населения: так, реальные доходы пенсионеров в нем до 2018 года в среднем не растут и не падают, в целом прогноз не создает ощущения и зависимости сценариев от объема бюджетных расходов.
Между тем при реализации этого сценария предполагается переход от спада ВВП в 2015 году к росту уже в 2016 году -- на 2,4%, с последующим ростом на 3,3% в 2017 году и 4,4% в 2018 году.
Главное отличие целевого прогноза Минэкономики -- это укрепление рубля. Де-факто ведомство Алексея Улюкаева предлагает как минимум не препятствовать естественному после обвала 2014-2015 годов укреплению рубля до 2018 года,
осуществляя одновременно политику привлечения в первую очередь частных инвестиций. Неизвестно, заключается ли идея Минэкономики в том, чтобы посредством некоей специфической бюджетной политики укреплять рубль или, наоборот,-- плавающий рубль должен укрепиться по итогам мероприятий правительства по привлечению инвестиций.
Это -- новая и необычная для правительства идея. По существу, ведомство Алексея Улюкаева утверждает: при сохранении жесткой денежно-кредитной политики и относительно твердом рубле и у российских, и у иностранных инвесторов появится интерес к быстроокупаемым инвестициям в несырьевые секторы экономики.
Дмитрий Бутрин, Вадим Вислогузов




SIA.RU: Главное