По данным Национального бюро кредитных историй, доля отказов банков населению в розничном кредитовании в августе 2015 года составила 90,1%. В феврале, в разгар кризиса, она достигала 93,6%. Тем не менее, получить кредит по-прежнему может далеко не каждый: банки не хотят неоправданных рисков.
У кого есть шанс?
90,1% составила доля отказов банков населению в розничном кредитовании в августе 2015 года. По данным Национального бюро кредитных историй, это на 3,5 п.п. меньше, чем в феврале, когда этот показатель достигал 93,6%.
«В августе 2015 года, по сравнению с январем 2015 года, процент отказов по Службе проверки заемщиков снизился на 0,12%», – рассказали в пресс-службе ВТБ24.
«В целом уровень одобрения несколько увеличился по сравнению с началом года, – отметили специалисты пресс-службы Байкальского банка Сбербанка. – На сегодняшний день уровень одобрения заявок в Байкальском банке Сбербанка составляет 40%».
Получить кредит, однако, может далеко не каждый. Наиболее охотно банки выдают кредиты «понятным заемщикам». Так, банк ВТБ24 пересмотрел продуктовую структуру выдач, сместив фокус в сторону действующих клиентов банка, сотрудников организаций-партнеров банка (зарплатные и корпоративные организации) и кредитов с обеспечением.
«Основная тенденция последнего времени – все большая сосредоточенность банков на кредитном обслуживании собственных зарплатных клиентов, риски по которым гораздо ниже, чем по так называемым клиентам с открытого рынка, уровень и стабильность доходов которых банкам гораздо сложнее оценить.
Если раньше доля беззалоговых кредитов, выдаваемых крупными участниками рынка банковских услуг зарплатным клиентам, составляла примерно половину от всех выдаваемых ими кредитов, то теперь этот показатель будет стремиться к уровню в 75%», – прокомментировала Лариса Кузнецова, пресс-секретарь ВТБ24 по Сибирскому федеральному округу.
"Банки, стремясь поддержать качество своих портфелей, сейчас нацелены на выдачу кредитов только первоклассным заемщикам, - отметил Станислав Дужинский, аналитик Банка Хоум Кредит: - На фоне роста просроченной задолженности в целом по банковской системе все банки предъявляют довольно жесткие требования к потенциальным заемщикам. Я не думаю, что банки в текущих условиях пойдут на ослабление критериев оценки потенциальных заемщиков. Лучшим клиентом можно назвать того, кто отличается хорошей платежной дисциплиной, низким уровнем кредитной нагрузки и кто не очень часто обращается за кредитами".
Почему отказывают?
Причины отказа в кредите, достаточно просты и понятны. «Как правило, это плохая кредитная история и низкая платежеспособность из-за текущих кредитов», – рассказали в пресс-службе Байкальского банка Сбербанка.
Также поводом для отрицательного решения по кредиту может стать отсутствие постоянной занятости и стабильного источника дохода, предоставление заведомо недостоверной информации и несоответствие заемщика формальным требованиям банка (возраст, стаж и т.д.).
Как отметила Лариса Кузнецова, при выдаче кредита для банка важно, чтобы заемщик был надежным и дисциплинированным. «Исправить кредитную историю можно одним способом – доказать, что вы изменили свое отношение к кредитам и стали ответственнее, – пояснила она. – В качестве компенсирующего фактора можно, например, предоставить выписки об оплате счетов за последние несколько лет. Если задержки в погашении происходили по независящим от заемщика обстоятельствам, можно предоставить разъяснения и доказательства причин невыполнения своих обязательств».
В Сбербанке, по информации пресс-службы, требования к заемщикам (возраст заемщика, стаж, доход и т.д.) в этом году не менялись:
«Сегодня получить кредит в Сбербанке не труднее, чем раньше. Если заемщик – благонадежный клиент, он исправно гасил предыдущие кредиты, если его доходы подтверждаются и соотносятся с запрашиваемой суммой, то видимых причин для отказа нет».




SIA.RU: Главное