Новости

Последний нереальный бюджет

Комиссия по бюджетным проектировкам одобрила проект бюджета на 2016 год. Как и предполагал "Ъ", это де-факто текущий бюджет, сбалансированный сокращением оборонных расходов при росте бюджета здравоохранения, отказом от компенсации инфляции бюджетозависимым гражданам, а также созданием крупных резервов внутри самого бюджета. Повторить то же самое в 2017 году уже не удастся: несмотря на сокращение расходов в реальном выражении на 5,1%, дефицит бюджета в 2016 году будет покрываться расходами Резервного фонда -- 2,2 трлн руб., после чего там останется 1,25 трлн руб.

Вчера официально подтверждены все принимавшиеся ранее решения по проекту бюджета на 2016 год, который вчера опубликован Минфином. Премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с "Единой Россией"  сообщил о том, что бюджет на 2015 год пока предусматривает индексацию пенсий с 1 февраля 2016 года на 4%, доиндексация на уровень фактической инфляции пока в бюджет не заложена и будет осуществлена лишь при наличии возможностей. Данные консолидированного бюджета и макропрогноза Минэкономики представлены вечером на заседании трехсторонней комиссии по трудовым отношениям, что позволяет судить о содержании пока не опубликованных приложений к федеральному бюджету. Там же глава Пенсионного фонда Антон Дроздов огласил принятое ранее решение о продлении "пенсионного моратория" на 2016 год.

Новый бюджет -- фактически номинальное повторение бюджета на 2015 год: номинально расходы бюджетной системы в 2016 году растут на 1,2% исходя из плановой инфляции 6,4% -- сокращаются в реальном выражении на 5,1%. Сокращение по направлениям расходов неравномерно.

Лидеры сокращения по крупным направлениям -- социальная политика (в основном технически, за счет сокращения трансфертов ПФР -- 8,8%) и национальная оборона (14,5% реального сокращения, это означает значительное сокращение расходов по закрытой части, открытая часть сокращается меньше), реальный рост расходов запланирован в здравоохранении (0,6%) и национальной экономике (4%). В расходах по последней статье заложен фактический антикризисный резерв правительства. Окончательно резервы оформятся к концу 2015 года.

Сокращение в реальном выражении военных расходов не дало экономии достаточной, чтобы позволить индексировать даже по плановой инфляции какой-либо вид соцвыплат.

В свою очередь, оставив базовый макроэкономический прогноз на 2015 год неизменным, Минэкономики, хотя и на уровне погрешности, но все же улучшило прогноз на 2016 год. Так, спад ВВП ожидается на уровне 0,7%, а не 0,8%, как предполагалось прежде. Источник такого улучшения не обнаруживается ни в оценках внутреннего спроса, восстановление которого окажется слабее (0,2% против 0,4% на услуги и 0,4% против 0,7% на розничные товары при падении инвестиций на 1,6% против 1,5%), ни в динамике чистого экспорта, показатели которого остались на уровне предыдущих оценок. Ухудшение показателя капитальных вложений свидетельствует о том, что оценка состояния промышленности также не была улучшена.

В бюджетных проектировках задействованы фактически все резервы Белого дома, кроме Фонда национального благосостояния (ФНБ), уже частично инвестированного в экономику РФ и остающегося последним общеэкономическим резервом. Так, решение по увеличению налогового бремени на добывающие отрасли де-факто подтверждено, мораторий на пенсионные накопления продлен (первый зампред ЦБ Сергей Швецов вчера заявил о разработке альтернативной схемы для пенсионных накоплений), принцип компенсации инфляции в социальных выплатах отменен, и даже в этом случае Резервного фонда хватит при нынешнем уровне доходов лишь на полтора года.

Дмитрий Бутрин, Алексей Шаповалов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное