Минэкономики обнаружило рост ВВП в сентябре 2015 года -- после летней стабилизации этот показатель с учетом сезонности прибавил 0,3%. Причина -- увеличение промышленного выпуска, который последовал за скачком инвестиционного спроса. Статистика Росстата о состоянии внутреннего спроса проясняет источники оживления -- это замедление падения капвложений на фоне еще более глубокой просадки частного потребления. Несмотря на то что львиная доля увеличения инвестспроса ушла в импортные машины и оборудование для экспортеров и оборонки, власти на прошедшем вчера заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям рапортовали о росте интереса зарубежного капитала к России и об окончании шока привыкания к санкциям.
В сентябре 2015 года ВВП сократился в годовом выражении на 3,8% после 4,6% в августе, сообщил вчера заместитель главы Минэкономики Алексей Ведев. Оценки министерства таковы: в июне-июле экономика достигла дна и с учетом сезонности демонстрировала нулевой результат в июле и августе, показав в сентябре прирост на 0,3%. "У нас есть осторожный оптимизм. В четвертом квартале можно надеяться на рост ВВП по отношению к третьему",-- заметил представитель ведомства.
Опрошенные "Ъ" экономисты более осторожны в выводах, отмечая, что сентябрь непоказателен и экономика продолжает "болтаться" около дна.
Опубликованные вчера данные Росстата о состоянии внутреннего спроса это подтверждают. И хотя промышленный выпуск в сентябре продемонстрировал заметный всплеск, а спад инвестиций в годовом выражении замедлился с 6,8% в августе до 5,6%, оборот розничной торговли в сентябре просел на 10,4% (9,1% в августе). В результате частное потребление (розница плюс услуги) в сентябре сократилось на 8,9% (7,8% в августе), и даже заметное замедление инвестиционного спада не смогло удержать общий показатель внутреннего спроса от очередного антирекорда -- сокращения на 7,9% (7,5% в августе), подсчитал Дмитрий Полевой из ING Russia. "Оценки Минэкономики несколько расходятся с данными Росстата. Увеличение ВВП может происходить только из роста запасов компаний (и/или) чистого экспорта. Мы с осторожностью относимся к гипотезе о том, что экономика начала оживать после стабилизации",-- замечает он. С этой точкой зрения соглашается Сергей Улатов из представительства Всемирного банка в России: "Не думаю, что восстановление устойчиво. Пока, вероятнее всего, мы останемся на дне".
Пристальное рассмотрение сентябрьских данных позволяет увидеть, что показатели, связанные с частным потреблением, дна не достигли. С учетом сезонности, по оценкам ЦМАКП, оборот розницы сократился за сентябрь на 1,2% (на 0,3% за август) -- за счет резкого снижения торговли непродовольственными товарами (на 1,8%). В результате розница просела за третий квартал на 0,5% (на 3% за первый и 0,7% за второй кварталы). На ее заметный отскок в четвертом квартале рассчитывать сложно, так как падение реальных зарплат в третьем квартале ускорилось.
Между тем спрос на инвестиционные товары, как показывает индекс инвестиционной активности ЦМАКП, действительно в сентябре рос второй месяц подряд. При этом львиную долю прироста предложения инвесттоваров обеспечивает импорт машин и оборудования. Их внутренний выпуск также увеличивается, но его вклад заметно слабее. Основной спрос на импортную и отечественную технику и оборудование создают растущие экспортные отрасли (химики, металлурги и добывающие отрасли), а также оборонка, считает Сергей Улатов.
Уверенность в инвестиционном рывке вчера на заседании Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ) демонстрировал и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он объявил, что совокупный объем накопленных прямых инвестиций по линии компаний, включенных в совет, увеличивается, приближаясь к $130 млрд. "Это говорит о заинтересованности в расширении своих позиций на нашем рынке компаний, которые здесь представлены,-- даже несмотря на известные препятствия",-- полагает премьер.
Алексей Шаповалов, Евгения Крючкова




SIA.RU: Главное