Федеральная антимонопольная служба признала противоречащей закону о конкуренции прежнюю схему Федеральной службы по тарифам (ФСТ) по предоставлению инновационным вагонам скидок на порожний пробег. И хотя ФАС по формальным признакам не стала дальше рассматривать свое дело против ФСТ, ведомство может отменить скидку и самостоятельно ввести новые правила предоставления дисконта. Это может серьезно ударить по Объединенной вагонной компании (ОВК) и Уралвагонзаводу (УВЗ).
ФАС изготовила полный текст решения по своему иску к ФСТ об отмене льготы по порожнему пробегу для инновационных вагонов производства Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ; входит в ОВК Александра Несиса). Пониженный тариф на порожний пробег для ряда моделей вагонов с улучшенными характеристиками ФСТ ввела в 2013 году. Эти модели производятся только ОВК. В результате стоимость порожнего пробега таких инновагонов снизилась в среднем на 23% по сравнению с обычными. В декабре 2014 года ФАС возбудила дело против ФСТ на основании того, что эти скидки введены не по универсальному принципу, а в индивидуальном порядке, что имеет признаки нарушения ФЗ "О защите конкуренции". Но в сентябре дело было неожиданно закрыто по формальному признаку (ликвидация единственного ответчика -- ФСТ влилась в ФАС).
Скидка была введена для стимулирования закупки более дорогих инновагонов и объясняется тем, что такой вагон экономит ОАО РЖД издержки на инфраструктуру. Инновагоны в основном закупают кэптивные операторы вагоностроителей. Скидка для ТВСЗ -- примерно 250 руб. в сутки на вагон, введенная позднее для УВЗ -- 150 руб., объясняет глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Ранее эксперты признавали, что при падении грузоперевозок и спроса на вагоны скидка становится одним из ключевых факторов для приобретения нового подвижного состава.
В мотивировочной части ФАС признает, что скидка противоречит закону о конкуренции.
Служба отмечает, что понятие "инновационность" законодательно не закреплено, а критериев отнесения вагонов к этой категории нет. Это "не позволяет формировать недискриминационные условия хозяйственной деятельности на рынке услуг по предоставлению вагонов", говорится в тексте.
В ОАО РЖД, ранее выступавшем против скидок, от комментариев отказались. В ОВК подчеркивают, что рассмотрение иска прекращено и приказ ФСТ о пониженном тарифе в силе. В УВЗ отстаивают скидку как таковую, но не принцип ее предоставления. "Мы считаем, что скидка для инновационных вагонов -- важный элемент поддержки обновления подвижного состава,-- говорит начальник управления продвижения продукции УВЗ Михаил Бойко,-- но в существующей форме как поддержка отдельных моделей отдельных вагонов отдельных производителей она непрозрачна".
Наталья Скорлыгина




SIA.RU: Главное