Неожиданное заявление Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о приостановке сертификатов типа на самолеты Boeing 737, удивившее в четверг всю отрасль, оказалось "бурей в стакане воды". Росавиация, по сути, отказалась реагировать на позицию комитета, обвинявшего агентство в бездействии: вчера после совещания по этому вопросу глава ведомства Александр Нерадько заявил, что эксплуатация самолетов продолжится. Эксперты склонны рассматривать заявление МАК как эпизод аппаратной борьбы с Росавиацией за право стать единым регулятором безопасности полетов.
Вчера в Росавиации состоялось совещание, посвященное заявлению Авиарегистра МАК о "вынужденной приостановке" действия в России "всех выданных сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737". В нем приняли участие глава Росавиации Александр Нерадько, президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко, представители Минтранса, Ространснадзора и крупнейших авиакомпаний, эксплуатирующих Boeing 737. Но, по словам господина Нерадько, не явились ни председатель МАК Татьяна Анодина, ни глава Авиарегистра Владимир Беспалов, подписавший письмо о приостановке сертификатов. От Авиарегистра был заместитель господина Беспалова Дмитрий Савицкий.
Еще до совещания МАК опубликовал разъяснение о причинах решения Авиарегистра, переложив ответственность за него на Росавиацию. Как и предполагал "Ъ", в комитете связали это с катастрофой Boeing 737 в Казани в 2013 году и отметили, что "фактически с первого дня" расследования Росавиацией "ставился вопрос, что вероятной причиной происшествия является отказ системы управления рулем высоты". К весне 2015 года был согласован окончательный отчет о результатах расследования, но в июне "представитель Росавиации отозвал свою подпись", а "руководство Росавиации" вновь заявляло, что катастрофа произошла из-за отказа рулевого привода вследствие "конструктивных недостатков" Boeing 737. МАК сослался на "отсутствие конкретных действий Росавиации" по введению ограничений на эксплуатацию Boeing 737 и заявил, что это и стало причиной приостановки сертификатов. В МАК ожидали, что на совещании Росавиация объяснит "свою позицию о необходимости срочных доработок" для Boeing 737
По итогам совещания Александр Нерадько заявил, что расследование обстоятельств и причин катастрофы Boeing 737 в Казани не закончено, но заверил, что оснований для остановки полетов Boeing 737 нет, а эксплуатация самолетов "продолжится, как и раньше".
Более того, по словам чиновника, в агентство уже поступил документ от МАК о том, что комитет "просит считать ранее направленный текст заявления недействительным". Он отметил, что первая редакция заявления МАК "впоследствии была заменена на другую". Впрочем, и вечером пятницы на сайте МАК было размещено исходное письмо. Господин Нерадько не уточнил, какие именно формулировки были изменены. Источники "Ъ" в авиакомпаниях говорят, что не получали новую версию письма, "ее лишь зачитал на совещании глава Росавиации". Александр Нерадько резюмировал, что "участники совещания отметили достаточно несерьезный подход МАК к такому важному вопросу", как приостановка сертификатов, а в самом комитете, по его словам, "существуют разные точки зрения на этот вопрос".
Источники "Ъ", знакомые с ходом совещания, говорят, что "никаких громких или неожиданных заявлений не звучало". "Были общее недоумение от решения МАК и понимание, что если какие-то конструктивные особенности самолетов и нуждаются в доработке, для этого явно не нужно одновременно останавливать полеты модели, на которую приходится четверть парка самолетов иностранного производства в РФ",— говорит один из них. Источники "Ъ" добавляют, что "в итоге внимание переключилось на запрет полетов в Египет".
Собеседники "Ъ" подчеркивают, что "еще до совещания никто всерьез не рассматривал остановку всех Boeing 737". Еще в четверг в Росавиации поясняли, что МАК не способен остановить использование самолетов, запрет "может ввести только уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который такого решения не принимал". Вчера в заявлении МАК признал, что в его компетенцию не входят вопросы разрешения или запрета на полеты.
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко отмечает, что письмо МАК "оказалось бурей в стакане воды". "Скорее всего, имела место аппаратная борьба между МАК и Росавиацией, и ее последствия могут осложнить положение комитета с учетом требований ICAO о том, что функции сертификации самолетов и расследования авиапроисшествий должны находиться в одном национальном органе",— считает он.
Егор Попов




SIA.RU: Главное