Предварительная расшифровка "черных ящиков" российского самолета А321, разбившегося на Синайском полуострове 31 октября, не дала окончательного ответа на вопрос о причине катастрофы. Наличие постороннего шума в записи звукового регистратора в момент, предшествовавший катастрофе, казалось бы, подтверждает ставшую доминирующей "террористическую" версию. Однако российские следственные органы пока не добавляют в уголовное дело о крушении лайнера соответствующую статью УК, дожидаясь формальных оснований, которыми могут стать результаты лабораторных экспертиз обломков самолета, фрагментов тел погибших и записей самописцев.
О том, что из "черных ящиков" российского А321, разбившегося на Синайском полуострове, извлечена вся имевшаяся там информация, в минувшую субботу сообщил руководитель египетской комиссии по расследованию причин авиакатастрофы Айман аль-Мукаддам. Вскоре эту информацию подтвердил Межгосударственный авиационный комитет.
У специалистов из разных стран (напомним, в расследовании участвуют эксперты Египта, России, Франции, Германии и Ирландии) не вызвала расхождений во мнениях запись бортового параметрического регистратора (FDR), фиксирующего работу систем самолета. Как следует из его записи, FDR прекратил работу в ходе полета, в процессе набора высоты на эшелоне 308 (9400 м). Первичная расшифровка параметрического "черного ящика" позволяет сделать вывод, что самолет набирал высоту на автопилоте, с момента взлета до падения находился в воздухе 23 минуты. В момент катастрофы он летел со скоростью около 521 км в час. Полет проходил в штатном режиме, информации об отказах систем и агрегатов самолета зарегистрировано не было.
Что касается звукового регистратора (CVR), то, по словам Аймана аль-Мукаддама, сделана лишь предварительная расшифровка его записи, к детальной специалисты только приступили. Но уже сейчас, отметил глава египетской комиссии, можно сделать вывод о том, что "на последних секундах записи слышен шум". Его природу можно будет точно установить лишь после дополнительных лабораторных исследований. Между тем французские тележурналисты со ссылкой на неназванный источник в египетской комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы сообщили, что посторонний шум якобы очень похож на взрыв бомбы.
Напомним, версия теракта на борту А321 появилась уже в день катастрофы -- о своей причастности к атаке на российский аэробус в интернете заявляли боевики так называемого синайского вилайята (провинции) запрещенного в России "Исламского государства" (ИГ) (запрещенная в РФ организация). Тогда в нее мало кто поверил, однако уже спустя несколько дней сначала власти Великобритании, а затем и Белый дом официально заявили, что располагают серьезными данными, свидетельствующими о возможном теракте на борту российского самолета.
Читайте также:
Организатором теракта британская разведка считает египетского проповедника Абу Осаму аль-Масри, именующего себя "эмиром ИГ в Синайском вилайяте". Он разместил в интернете аудиозапись с собственным заявлением о причастности к катастрофе. Британские спецслужбы считают наиболее вероятным, что аль-Масри использовал своего сторонника из числа имеющих доступ в аэропорт для того, чтобы пронести взрывное устройство в багаже на самолет.
Как бы то ни было, несколько западных стран приостановили полеты в Египет, в минувшую пятницу такое же решение приняли и власти России.
Вчера на место крушения А321 на вертолете прибыли специалисты Межгосударственного авиационного комитета, а также эксперты из Египта, Франции, Германии и России. По данным представителя МЧС РФ, специалисты обследуют фрагменты самолета и возьмут необходимые пробы. Кроме того, спасатели МЧС России предоставили экспертам фотовидеоматериалы, снятые на месте крушения. В МАК, в свою очередь, отметили, что территория сбора и осмотра фрагментов воздушного судна в очередной раз увеличена и сейчас ее длина составляет более 13 км.
Александр Александров, Сергей Машкин, Алена Миклашевская