Андрей Сокольский, директор департамента развития розничных продаж Росбанка
-- Когда и почему банки начали сокращать сети в России?
-- Наиболее активно банки начали сокращать сети в 2014 году. В 2011-2012 годах почти все игроки наращивали сеть, чтобы иметь возможность развивать розничное кредитование, которое тогда пользовалось повышенным спросом у населения. Однако в кризис спрос населения на кредиты стал снижаться, и поддерживать значительное количество точек для банков стало менее рентабельно.
В итоге сети сократили практически все банки, причем особенно сильно -- специализированные розничные игроки. Росбанк, как универсальный банк, также начал сокращать отделения в середине 2014 года. На тот момент наша сеть насчитывала 620 отделений, к концу 2015 года, по нашим планам, их количество сократится до 500. Еще одна причина, по которой банки сокращают сеть,-- развитие дистанционного банкинга. В прошлый кризис (в 2008 году) оптимизация сетей происходила в меньшем масштабе. Это связано с двумя причинами: самих отделений у банков было меньше, и кризис носил более краткосрочный характер.
-- А как ведут себя в этом отношении банки на Западе?
-- Западные банки начали сокращать сети отделений раньше российских -- еще два-три года назад. Но причины были другими. В Европе сложилась ситуация, при которой количество банковских отделений на одного человека оказалось достаточно высоким. Кроме того, в отличие от России европейские банки уже несколько лет активно развивают мобильный банкинг, и проникновение таких услуг там значительно выше, поэтому в большом количестве банковских отделений уже нет необходимости. Число посещений отделений банков клиентами снижается, а интернет-банка, наоборот, растет.
-- Каким образом банки компенсируют своим клиентам доступ к услугам на фоне сокращения сетей?
Читайте также:
-- В первую очередь -- за счет развития дистанционных каналов. Это -- либо мобильный или интернет-банк, либо оказание ряда услуг прямо через банкоматы. Наиболее популярная операция среди пользователей интернет-банка -- оплата услуг (занимает порядка 70% от общего числа операций), на втором месте -- денежные переводы, на третьем -- конвертация. Через банкоматы клиенты могут, в свою очередь, оплатить услуги ЖКХ, учебу, детские сады, связь и так далее.
-- Как, на ваш взгляд, тенденция по оптимизации сети будет развиваться в дальнейшем?
-- С одной стороны, на фоне роста клиентов интернет- и мобильного банкинга количество отделений банков продолжит сокращаться. Однако для клиентов все же важно иметь возможность прийти в отделение банка -- это добавляет уверенности в его надежности. Так что ожидать, что в течение ближайших пяти--семи лет банковские услуги полностью перейдут в онлайн, не стоит.
Интервью взяла Валерия Францева




SIA.RU: Главное