Экономика России переживает не лучшие времена, а потому все, что касается финансового благополучия бюджетов – и региональных, и муниципальных – вызывает пристальный интерес со стороны общественности. В Иркутской области принятие бюджета, по ряду причин, идет вдвойне непросто.
Это неизбежно отзывается на муниципалитетах. Однако, и у них есть возможности для маневра, а у некоторых – к примеру, у Иркутска – и для обеспечения развития территории. Завтра, 3 декабря, бюджет города будут принимать на заседании Гордумы. Накануне этого события Телеинформ предлагает внимательнее присмотреться к проекту главного финансового документа Иркутска.
Напомним, 27 ноября состоялись публичные слушания по проекту бюджета областного центра на 2016 год. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, это бюджет развития, кроме того, он социально ориентирован, прозрачен, обоснован и реалистичен. Команда мэра Иркутска Дмитрия Бердникова справилась и сформировала такой финансовый документ, который позволит прожить городу следующий год стабильно, сошлись во мнении участники общественных слушаний.
При формировании проекта бюджета специалисты делали ставку на сбалансированность и устойчивость казны, сохранение ключевых направлений муниципальных программ, оптимизацию расходов, обеспечение эффективности вложенных бюджетных средств и привлечение финансов из областного бюджета на софинансирование.
Заместитель мэра – начальник департамента стратегического развития Иркутска Руслан Ким напомнил также об учете рисков развития, к которым относятся нестабильность на мировом рынке, участие России в ВТО и санкции, прекращение некоторых налоговых льгот, переход организаций в «тень», а также снижение доходов населения на фоне роста безработицы.
Несомненно, есть и положительные тенденции. «Иркутск входит в тройку муниципальных образований в регионе по приросту населения – в городе рождается больше жителей, чем умирает. Средняя зарплата также выше показателя по области почти на четыре тысячи рублей. Валовый региональный продукт на 2016 год прогнозируется в объеме 120 миллиардов рублей. Одним из приоритетов останется создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса», – подчеркнул Руслан Ким.
Заммэра отметил, что по сравнению с 2013 годом, который аналитики взяли в качестве базы для исследования, структура доходов бюджета Иркутска в части взаимоотношений с областной казной уменьшилась на 2 миллиарда рублей. В частности, это связано с уменьшением поступлений по налогу на прибыль и НДФЛ, по которому, например, в городе остается всего 26,5%.
По мнению Руслана Кима, в этих условиях нужно повышать собственный доходный потенциал и укреплять взаимосвязь с региональной и федеральной казной, а также разгружать бюджет с помощью более активного использования механизмов частно-муниципального и социального партнерства.
Работа в этом направлении в городе ведется: в прошлом году было заключено 132 соглашения, однако большинство из них носили рамочный характер. Поэтому в мэрии уверены, что с 2016 года нужно выходит на новый уровень взаимодействия с бизнесом.
Председатель контрольно-счетной палаты Иркутска Сергей Курилов дал положительное заключение на проект бюджета: «Показатели соответствуют требованиям Бюджетного кодекса. Бюджет города на 2016 год имеет конкретную социальную направленность (на соцсферу планируется направить 66%, или 8 миллиардов 789 миллионов рублей – прим. ред.). В структуре расходования – программный принцип, всего реализуют 19 муниципальных программ (направят 11 миллиардов 244 миллиона – прим. ред.), их задачи чётко прописаны».
К слову, параметры бюджета на 2016 год предлагается утвердить: по доходам – 12 миллиардов 417 миллионов рублей, по расходам – 13 миллиардов 244 миллиона, дефицит – 827 миллионов рублей.
Сергей Курилов пояснил: «Расходы в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократились более чем на 1 миллиард рублей. Это связано не с отсутствием финансирования по программным мероприятиям, а с ещё непринятым областным бюджетом в части субвенций, межбюджетных трансфертов и средств Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства».
Он также напомнил, что с 2016 года в Иркутске запускают новую программу «Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения», рассчитанную на 2016-2018 годы, где предусмотрены бюджетные ассигнования, достаточные для получения финансирования из региона. Увеличены ассигнования и по муниципальной программе «Иркутск-территория детства». Выросли показатели в статье расходов для выплат денежных пособий молодым педагогам и медикам. Предусмотрены деньги для ремонта и модернизации пищеблоков в образовательных учреждениях города.
«Для расширения налоговой автономии бюджета города необходимо в 2016 году инициировать вопрос о возможности определения для Иркутска дополнительных отчислений от налоговых доходов. Думаю, что региону надо делиться с городом»,– отметил Сергей Курилов.
Проект бюджета на публичных слушаниях представила заместитель мэра – председатель комитета по бюджетной политике и финансам администрации Иркутска Альфия Валиулина. В структуре доходов 55% (6 миллиардов 796 миллионов) – это налоговые доходы, 33% (4 миллиарда 144 миллиона) – межбюджетные трансферты, 12% (1 миллиард 477 миллионов) – неналоговые доходы.
В частности, поступления от налогов на доходы физических лиц ожидаются на уровне 4 миллиардов 445 миллионов рублей, по земельному налогу – 1 миллиарда 83 миллиона, по ЕНВД – 706 миллионов, налогу на имущество физических лиц – 356 миллионов. Что касается некоторых неналоговых доходов, то от использования муниципального имущества предполагается получить 990 миллионов рублей, от продажи активов – 211 миллионов.
В проекте бюджета предусмотрены средства на предоставление всех действующих дополнительных мер социальной поддержки, утвержденных думой города, – 359 миллионов рублей. В их числе – ежемесячные денежные выплаты на оплату проезда пенсионерам, не имеющим права на социальную поддержку по областному и федеральному законодательству; льготный проезд для малообеспеченных студентов и учащихся; оказание материальной и льготной лекарственной помощи отдельным категориям граждан; обеспечение детей от 6 месяцев до двух лет молочными продуктами детского питания; проведение текущего ремонта квартир отдельным категориям участников и инвалидам Великой Отечественной войны и ряд других.
На бесплатное питание школьников, имеющих право на социальную поддержку, с учетом средств областного бюджета, будет выделено 143 миллиона рублей. Также предусмотрена поддержка отдельных категорий медицинских работников в виде единовременной денежной выплаты и ежемесячной компенсации найма жилого помещения. Кроме того, запланировано увеличение до 50 тысяч рублей размера «подъемных» молодым специалистам из числа педагогических работников. Продолжится предоставление социальных выплат на строительство жилья молодым семьям и иным категориям граждан, на эти цели будет направлен 41 миллион рублей.
Объем капитальных вложений в объекты муниципальной собственности составит в 2016 году более 2 миллиардов рублей. Основная доля инвестиций будет направлена в сферу образования для решения обозначенных президентом России задач по повышению доступности дошкольного и общего образования. На эти цели запланировано около 1,5 миллиарда рублей собственных средств бюджета города, что превышает уровень 2015 года более чем в два раза.
Учтены расходы на исполнение принятых в текущем году обязательств по строительству и приобретению зданий шести детских садов. Также запланировано начало строительства детского сада на улице Сосновая, новой школы в Ленинском округе, основного корпуса школы №64 и здания начальной школы №66.
Что касается городского хозяйства, то на него запланировано 18% расходов бюджета на 2016 год, или 2 миллиарда 392 миллиона рублей. Альфия Валиулина пояснила: «Предусмотрены расходы на реконструкцию важных для города объектов – канализационных очистных сооружений Правого берега и двух транспортных развязок на Ново-Ленинской объездной дороге. На эти цели предусмотрено 168 миллионов рублей. Еще 264 миллиона будет направлено на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Запланированы также средства на строительство линий наружного освещения на территории частного сектора, разработку проектно-сметной документации на строительство инженерных сетей и других объектов».




SIA.RU: Главное