Управляющий Южным филиалом Промсвязьбанка Сергей Крупчатников . о развитии дистанционных банковских сервисов
Сегодня интернет-банкингом в России пользуются более 23 млн человек. Число россиян, предпочитающих получать банковские услуги в режиме онлайн, за минувший год увеличилось более чем на 50%. О том, как развивается дистанционное банковское обслуживание, корреспонденту "Денег" Кире Кочарян рассказал управляющий Южным филиалом Промсвязьбанка Сергей Крупчатников.
Как вы оцениваете сегодняшнее состояние сферы дистанционного банковского обслуживания в России в целом и в Волгоградской области в частности?
-- Рынок дистанционного банковского обслуживания достаточно активно развивается как в целом по России, так и в Волгоградской области. Так, согласно исследованию e-Finance User Index 2015, проводимому агентством Markswebb Rank & Report, количество россиян, использующих интернет-банкинг, за прошлый год выросло на 51%, на конец 2014-го составив 23,3 млн человек. Число пользователей мобильного банкинга (банковских приложений для смартфонов и планшетов) выросло на 58% за год и достигло 17 млн человек. Тенденция к распространению онлайн-банкинга аналогична развитию розничных каналов продаж: сначала наибольшее развитие в столицах и крупных городах-миллионниках, затем смещение в регионы и покрытие мелких городов. Подтверждая эту статистику, отмечу, что общее количество пользователей интернет-банка Промсвязьбанка -- PSB-Retail -- выросло на 37% по сравнению с прошлым годом. Система дистанционного банковского обслуживания для юридических лиц PSB On-Line также имеет довольно высокий уровень проникновения, сегодня сервис подключается ко всем вновь открываемым счетам. По нашим оценкам, около 70% существующих компаний-клиентов ПСБ в Волгограде уже подключены к интернет-банкингу, и половина из них активно использует его в работе. По моим наблюдениям, ситуация в Волгоградской области полностью повторяет общероссийскую. Количество пользователей интернет-банкингом в этом регионе стабильно растет из года в год в среднем на 30-50%. Мы понимаем, что рост не может быть бесконечным, но пока уровень проникновения не достигнет максимального показателя, тенденция сохранится, и в первую очередь за счет регионов.
На каких клиентов ориентирован ваш интернет-банкинг и какие возможности он открывает перед пользователями?
-- Система интернет-банкинга для юридических лиц у нас единая, пользоваться ею могут все категории клиентов. Если мы говорим про организации, то в интернет-банке мы выделяем три категории клиентов: малый бизнес, средний и корпоративный. При этом вне зависимости от масштаба бизнеса все ожидают функциональную систему с возможностью настройки документооборота, с кэш-менеджментом, достойным количеством услуг и продуктов банка, которые можно подключить дистанционно. В соответствии с этими запросами мы и развиваем интернет-банк.
Что касается физических лиц, то для них дистанционное банковское обслуживание начиналось с SMS-информирования и предоставления возможности дистанционно совершать какие-то элементарные платежи. Сегодня картина изменилась кардинально. Клиент, не выходя из дома, с помощью интернет-банкинга или мобильного банка может получить полную информацию о своих финансах, оплачивать коммунальные услуги, мобильную связь, интернет, штрафы ГИБДД и др. Есть возможность переводить средства между собственными картами или на карты других лиц как внутри банка, так и в сторонние финансовые организации. Можно сохранять шаблоны трансакций, что тоже очень удобно.
Чем интернет-банкинг Промсвязьбанка отличается от аналогичной услуги других банков? В чем вы видите свои конкурентные преимущества?
-- Конкурентным преимуществом нашего интернет-банкинга как для юридических, так и для физических лиц является прежде всего его удобный интерфейс, отвечающий всем требованиям пользователя, и его функциональность, которая заточена под самые разные потребности клиента. Например, для клиентов--юридических лиц система PSB On-Line работает по принципу дистанционной бухгалтерии. Она совместима со всеми операционными системами и браузерами, имеет круглосуточную техническую поддержку, дистанционный валютный контроль, одновременный доступ к счетам связанных компаний, дистанционный зарплатный проект и, наконец, интегрирована с внешней бухгалтерией "Мое дело". Отмечу несколько интересных, на мой взгляд, функций. Например, у компаний, объединенных в группу, есть возможность работы со счетами связанных организаций. Если клиент представляет средний бизнес, то это может быть как одно юридическое лицо, так и несколько. Таким клиентам проще работать со своими компаниями в формате "одного окна", где бухгалтерия или финансист могут видеть сразу все свои организации, свои счета и совершать все необходимые операции.
А для малого бизнеса, которому крайне важна экономия, есть прямая интеграция с бухгалтерией "Мое дело" и программа обслуживания "Мое дело", которая включает в себя услуги банка и интернет-бухгалтерии. Данная программа позволяет проводить расчеты, вести бухгалтерский, кадровый и налоговый учет. Также мы разработали и запустили сервис онлайн-регистрации бизнеса для клиентов, которые только запускают свое дело. На нашем сайте они могут заполнить заявку и получить готовый пакет документов на регистрацию. При этом можно выбрать: сформировать пакет бесплатно с помощью нашего сервиса или сформировать "под ключ", но за деньги. Выбор остается за клиентом. Из интересных опций хотел бы отметить также увеличенное время обработки внутрибанковских платежей в системе PSB On-Line и сервис для предпринимателей "ФотоСчет". С помощью "ФотоСчета" можно быстро оформить платежное поручение -- достаточно сфотографировать документ на оплату и отправить его в банк через мобильное приложение.
Если говорить об интернет- и мобильном банкинге для физических лиц, то мы предлагаем клиентам один из самых передовых на российском рынке функционалов. В PSB-Retail круглосуточно доступно полноценное банковское обслуживание и управление своими средствами. Кроме того, пользователи интернет-банка могут проанализировать свои расходы с помощью инновационного сервиса по финансовому планированию "Умные деньги", а также подключиться к программе PSBonus. "Умные деньги" -- это PFM-сервис, созданный специально для клиентов Промсвязьбанка, который интегрирован в интернет-банк PSB-Retail и привязан к продуктам банка. Это своего рода личный финансовый помощник для пользователя, при содействии которого можно эффективно вести бюджет, анализировать ежемесячные траты, выбирать суммы для накопления средств и планирования больших покупок. Например, по итогам месяца клиент может посмотреть, сколько денег в его семье тратится на заправку автомобиля, на продукты, одежду и т. д. В сложных экономических условиях, когда люди стремятся оптимизировать расходы, этот сервис позволяет проанализировать траты и правильно сформировать семейный бюджет. Более того, сервис предоставляет уникальную для российского рынка возможность сравнивать свои траты с расходами других пользователей. Физические лица, подключенные к нашему интернет-банкингу, также могут дистанционно оставлять заявки на кредиты, совершать валютообменные операции, открывать и пополнять вклады.
А насколько надежно защищены от мошенников или от потери данных ваши каналы ДБО?
-- Интернет-банк Промсвязьбанка обладает очень высокой степенью безопасности. Мы постоянно изучаем методы возможных хакерских атак и взломов и разрабатываем надежную защиту от них. Например, мы отказались от использования постоянных паролей и заменили их одноразовыми сложными SMS-кодами, которые приходят на мобильный телефон пользователя. У клиента есть несколько минут, чтобы ввести правильное числовое значение, по их истечении код перестает действовать. Пароль рассчитан на один вход в интернет-банк, и каждая финансовая операция тоже сопровождается отдельными SMS-подтверждениями. Важно отметить, что код не связан с логином или паролем клиента, а значит, передать сведения о нем мошенникам невозможно.
В ноябре Промсвязьбанк объявил о запуске Инновационного центра банковских технологий -- компании, в которую банк переводит собственную разработку информационных систем. ИЦБТ займется разработкой банковских программных приложений, которые в дальнейшем будет использовать Промсвязьбанк. При этом компания сможет продавать свое программное обеспечение и другим заказчикам.
Впрочем, подавляющее большинство интернет-банков в России надежно защищено от взлома. Но необходимо четко различать взлом самой системы и хищение средств доступа в личный кабинет. Из практики известно: в большинстве случаев хищение денежных средств через интернет-банк происходит из-за невнимательности клиента и невыполнения им элементарных правил информационной безопасности.
Читайте также:
Поэтому банк постоянно занимается обучением клиентов, что позволяет им самостоятельно пресекать мошеннические действия без участия банка.
Как, на ваш взгляд, будет развиваться дистанционное банковское обслуживание в России?
-- Думаю, постепенно количество физических банковских офисов в России будет уменьшаться из-за развития информационных технологий и изменения образа жизни граждан.
Люди с каждым годом все больше доверяют интернет-обслуживанию, и оно будет интенсивно развиваться, охватывая новые сферы жизни. Уверен, что люди станут чаще использовать мобильные банки, а не только выходить в интернет-банк со стационарного компьютера. Наличие же собственного кабинета в интернет-банкинге в ближайшем будущем станет таким же распространенным явлением, как сегодня наличие мобильного телефона.




SIA.RU: Главное