В условиях кризиса банки предпочитают работать с крупными торговыми сетями, сокращая число небольших региональных партнеров. По словам участников рынка, это связано как с банкротствами среди таких ритейлеров, так и с ростом мошенничеств при кредитовании в них. По словам экспертов, место ушедших из небольших сетей банков займут менее разборчивые игроки -- микрофинансовые организации (МФО), что обернется удорожанием заимствований для граждан.
О том, что банки начали сокращать количество региональных партнеров, в магазинах которых они выдавали кредиты на покупку товаров (POS-кредиты), "Ъ" рассказали участники рынка. Так, уже сократили количество партнеров в регионах в Альфа-банке (на 15%) и ХКФ-банке (на 5%) (оба банка входят в топ-3 по объему портфелей POS-кредитов на 1 ноября, по версии Frank Research Group). Кроме того, в начале следующего года планируют сократить на 15% долю неэффективных региональных партнеров и в Русфинанс-банке.
В первую очередь банки сокращают количество своих региональных партнеров из-за роста рисков. "В условиях отсутствия доступа к кредитным деньгам некоторые предприниматели могут идти на различные схемы -- например, кредит выдается, а покупка не оформляется",-- поясняет зампред правления ХКФ-банка Александр Антоненко.
По его словам, наиболее распространена такая схема в мебельных магазинах. Кроме того, на решение банка о выходе из точки влияют ее рентабельность, а также качество выдаваемых в ней кредитов. "Держать сотрудника в магазине, ежемесячный объем выдач в котором не превышает 200-300 тыс. руб., попросту нерентабельно, так как банк не окупает своих затрат на присутствие в этой точке",-- уточняет он. При этом "в случае, если банк видит резкий рост просрочки по кредитам, выдаваемым в какой-то точке, он также принимает решение выходить из такого магазина", уточнил директор департамента POS-кредитования Русфинанс-банка Александр Воронин.
Еще одна причина -- ухудшение финансового состояния большинства некрупных ритейлеров. "У нас число партнеров в регионах сократилось из-за многочисленных банкротств самих компаний",-- отмечает директор по развитию массового сегмента Альфа-банка Дмитрий Жиздюк.
По словам участников банковского рынка, тенденция по концентрации выдач POS-кредитов продолжит сохраняться. "В ближайшее время экономика навряд ли начнет восстанавливаться, и, скорее всего, многие компании будут продолжать испытывать финансовые трудности",-- уточняет господин Воронин. "В отличие от региональных несетевых партнеров, крупные сети могут гарантировать банкам определенные объемы кредитных продаж",-- добавляет Александр Антоненко. Кроме того, по его словам, "крупные компании могут направлять значительный объем средств, в том числе и на привлечение клиентов", в то время как небольшие не имеют на это ресурсов.
Валерия Францева




SIA.RU: Главное