В 2015 году количество проданных в России полисов ОСАГО уменьшилось на 2,78 млн. Причин падения продаж несколько: снижение доходов населения, рост тарифов, распространение дешевых «фальшивок»... О том, каким будет 2016 год для рынка обязательного автострахования, представители страховых компаний рассказали SIA.RU.
[photo 1]
Низкие доходы и дешевые «фальшивки»
Количество проданных в России полисов ОСАГО уменьшилось в 2015 году на 7% по сравнению с результатами 2014-го. Причин снижения спроса несколько, говорят участники страхового рынка. Так, Оксана Якубова, директор Иркутского филиала АО «СОГАЗ», считает, что главная из них – это падение продаж новых автомобилей.
На низкие объемы реализации машин указывает и Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах». «Эта тенденция была вполне ожидаемой и явилась следствием кризиса, ослабления рубля и роста инфляционных показателей», – говорит он.
По мнению Сергея Демидова, управляющего директора департамента страхования автотранспортных средств Группы Ренессанс страхование, главную роль в падении продаж полисов ОСАГО сыграло повышение тарифов и падение доходов населения:
«C повышением тарифов, падением доходов не все категории автовладельцев готовы тратить средства на приобретение полиса. Штрафы за отсутствие ОСАГО сейчас достаточно низкие, что также стимулирует отказ от полиса или приобретение фальшивого ОСАГО по ценам ниже, чем установлены ЦБ».
«Проблемой №1 для страховщиков» называет распространение «фальшивок» и Виталий Княгиничев. «Падение объемов продаж ОСАГО в 2015 году связано в первую очередь с появлением большого числа поддельных полисов, – убежден он. – Значительное повышение стоимости обязательного автострахования в прошлом году на фоне падения уровня доходов населения и кризисной ситуации в целом вынудило многих автовладельцев отказаться от покупки ОСАГО или приобрести поддельный полис за меньшую сумму».
Продажи не «рухнут», убыточность возрастет
В 2016 году Оксана Якубова, «СОГАЗ», не ждет негативной динамики по продажам новых полисов. «ОСАГО – это обязательный вид страхования, – подчеркивает она. – Что касается поддельных полисов и отказа недобросовестных водителей от приобретения полиса ОСАГО, то влияние этих факторов будет слабее в связи с активными действиями Российского Союза Автостраховщиков по борьбе с сайтами, продающими фальшивые полисы. Кроме того, анонсирован проект по выявлению незастрахованных водителей с помощью камер дорожного слежения ГИБДД. С учетом вышесказанного и того, что, по прогнозам специалистов, темпы падения продаж машин в 2016 году окажутся не такими сильными, как в 2015 году, можно ожидать, что снижение количества заключенных договоров в этом году будет не таким значительным, как в 2015-м».
Виталий Княгиничев, «Ингосстрах», отмечает, что для страховщиков ОСАГО в 2016-м станет более убыточным бизнесом.
«В текущем году мы ожидаем роста уровня убыточности этого вида страхования за счет роста суммы средней выплаты по ‘железу’, а также увеличения объемов выплат по жизни и здоровью, – поясняет он. – Напомним, что с весны 2015 года они выросли до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего».
Читайте также:
Дополнительное финансовое давление страховые компании почувствуют и за счет роста курса валют и подорожания автозапчастей и расходных материалов. «Уже сейчас понятно, что та дельта, которая была заложена в тариф, оказалась недостаточна с учетом экономических реалий сегодняшнего дня», – считает Виталий Княгиничев.
«Тарифы на ОСАГО 15 лет оставались неизменными, повышение произошло дважды в последний год, – добавляет Сергей Демидов, Группа Ренессан стахование. – Мы видим, что пока люди не готовы отказаться от страхования, ищут возможность сократить расходы на эти цели. Одни отказываются от использования автомобиля в ежедневном режиме или в осенне-зимний период, другие – от второго автомобиля в семье. Покупают сезонный полис или оплачивают его в рассрочку.
Что касается повышения тарифов ОСАГО, то оно, в соответствии с текущим законодательством, производится не раньше, чем раз в год и возможно не ранее апреля 2016 года».