Новости

На рынке мусора создают монополию

На рынке мусора может появиться монополист: готовятся изменения в соответствующее законодательство. Монополизм всегда ведет к удорожанию услуг и снижению качества, но этот конкретный рынок настолько непригляден и дик, что, как ни парадоксально, ему монополизация может оказаться во благо.

Жительница Зеленограда, пенсионерка Любовь Онуфриева все утро раскладывает по разным пакетам скопившийся за несколько дней мусор: в один мешок -- пакеты из-под молока, упаковки от яиц, газеты и прочую бумагу, в другой -- пластиковые бутылки, в третий -- банки из-под кошачьей еды, в четвертый -- все остальное. Минуя дворовую помойку (здесь вообще-то тоже стоят яркие баки для раздельного сбора мусора -- но они уже под завязку забиты мусором обычным, смешанным), эти мешки еще нужно минут десять тащить до места, куда придет машина.

Старушки-активистки, модная молодежь, субботники и акции -- пока тема раздельного сбора мусора носит такой вот спорадический характер. Московская мэрия четыре года назад представила проект по раздельному сбору мусора и подписала контракт с пятью компаниями на 140 млрд рублей. Теперь правительство заявляет об успехе эксперимента: в год собирают до полумиллиона тонн раздельного мусора.

Но экологи эти достижения оспаривают. Активисты Greenpeace назвали программу "профанацией": с помощью изредка приезжающих машин дело не наладить, а стационарных пунктов открыто недостаточно.

Мусор в одни руки

"Вывоз мусора подорожает" (или "не подорожает") -- два основных типа заголовка в статьях о последней законодательной инициативе Минстроя. В готовящихся изменениях в рамках реформы ЖКХ Минстрой предлагает: во-первых, поменять систему начисления платы за вывоз мусора и вынести эту статью в отдельную строку в платежках, во-вторых, для тех, кто занимается раздельным сбором мусора, ввести скидки на вывоз и, в-третьих, до конца года провести конкурсы по выбору единого регионального оператора по обращению с отходами. Нам представляется, что важнее всего в этом документе -- "в-третьих", а "во-первых" и "во-вторых" носят характер чисто декоративный.

По сути, речь идет о монополизации мусорного рынка -- если сейчас УК теоретически могут сами решать, кто будет вывозить мусор из подведомственных домов (на практике, стоит оговориться, большинство крупных контрактов подписывает мэрия), то скоро всех обяжут заключать договор с единственной компанией, выбранной даже не муниципальными, а региональными властями.

Автоматического удорожание услуг оператора эти перемены действительно не означают: вывоз мусора сейчас дотируется из бюджета, и ничто пока не предвещает, что эта система изменится. Но монополизация, как известно, всегда ведет к росту цен -- нельзя исключать этого и в данном случае. К подорожанию располагает и изменение системы расчета стоимости вывоза -- с "площадного" на "подушевой".

Куда интереснее готовящиеся изменения в законодательство для участников этого рынка. На самом деле игроков здесь осталось не так уж много. "Есть пятерка крупных компаний, которые поделили между собой московский рынок и достраивают холдинги как за счет продвижения в регионы, так и за счет вертикальной интеграции -- обзаводятся собственными полигонами, сортировочными мощностями",-- утверждает эксперт по переработке отходов Александр Цыганков. Пять компаний, о которых идет речь, созданы весьма влиятельными людьми и организациями: среди акционеров "Спецтранса" и "РТ-Инвеста" -- руководимый Сергеем Чемезовым "Ростех"; "МКМ-логистика" принадлежит структурам Романа Абрамовича и семье Чигиринских; компания "Хартия" -- сыну генпрокурора Игорю Чайке; "Эколайн" -- зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку, "Эко-Система" -- сенатору и совладельцу алкогольного холдинга "Синергия" Валентину Завадникову. Сумма 15-летних контрактов на вывоз мусора каждой из этих компаний только в Москве составляет от 12 млрд до 42 млрд рублей.

Если изменения в соответствующее законодательство будут приняты, лидеры поделят между собой регионы, либо их станет еще меньше.

"Я полагаю, что часть игроков разочаровалась,-- делится размышлениями юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.-- Когда они приходили в этот бизнес, то думали, что очень легко освоят деньги, но некоторые контракты уже сейчас сорваны или не реализуются. И, по информации моих источников, компании собрались с этого рынка уходить, оставив кого-то одного самым главным и продав ему свои бизнесы". Учитывая, что "Ростех" уже несколько лет лоббирует идею создания национального оператора по мусору, в качестве наиболее вероятного нацоператора по Москве собеседники "Денег" называют его структуры.

А сбор и ныне там

Изменения в законодательстве не должны привести к увеличению раздельного сбора -- об этом знают и сами игроки рынка.

"Россия может прийти к раздельному сбору эволюционным путем, но нужно соблюдение нескольких условий -- рассуждал директор компании "Эко-Система" Андрей Якимчук в одном из интервью.-- Во-первых, должна повыситься стоимость вывоза мусора. Во-вторых, должна появиться конкуренция среди компаний, занимающихся мусором". В случае с готовящимися поправками плата за раздельный сбор не только не повышается, но понижается, а конкуренция, как уже было сказано, ликвидируется.

Впрочем, чисто теоретически шанс на улучшение ситуации все же есть.

Давно уже общим местом стало утверждение, что никакие новации в мусорной отрасли (раздельный сбор, строительство заводов) невозможны из-за анонимного и страшного "мусорного лобби" -- подпольных миллиардеров, владельцев подмосковных свалок. На этих чудовищных свалках дымится и гниет почти 20% мусора страны -- 10 млн тонн твердых бытовых отходов. Положение о едином операторе предполагает, что вместо анонимных миллиардеров за эти свалки ответственность будут нести миллиардеры публичные, и в случае надобности им в любой момент строгим голосом скажут: "верните ручку".

Другой положительный факт -- увеличение спроса на вторсырье, которое можно получать из бытовых отходов (ПЭТ, целлофан, макулатуру и металл), причем маленькая отрасль имеет еще и большой экспортный потенциал. "Мы бы с удовольствием занялись экспортом мусорного пластика -- наши партнеры в Индонезии и странах Ближнего Востока готовы его покупать у нас в серьезных объемах, но пока, к сожалению, не можем найти партнеров в России, которые могут давать вторсырье нужного качества и в нужных объемах",-- сетует владелец компании "Герат" Роман Бегов.

В конце концов, и сами региональные операторы будут заинтересованы в раздельном сборе. "Одновременно с введением раздельного сбора отходов будут создаваться и мощности по их переработке,-- уверен Алексей Макрушин.-- Раздельный сбор нужен для того, чтобы можно было утилизировать больше отходов и обеспечить лучшее их качество: например, сухой картон, не смешанный с едой, стоит на рынке гораздо дороже грязного. Без раздельного сбора предприятия по переработке отходов теряют рентабельность".

Не исключено, что "единый оператор" изменит и ситуацию с мусоросжигательными заводами. "Ростех", во всяком случае, неоднократно предлагал в правительстве программы по строительству таких предприятий.

Впрочем, заводы -- это тоже не решение, по большому счету стране нужны не МСЗ и не свалки, а современные мусорообрабатывающие комплексы (МОК) с замкнутым циклом, объединяющие сортировку мусора, производство вторсырья и захоронение. "Здесь перерабатывается все, это и невероятно выгодно, и в разы менее вредно для окружающей среды, чем захоронение на свалках",-- рассказывает об одном из таких комплексов, который строит в Новосибирске ООО "Компания Экология", эксперт по подбору технологических решений в индустрии переработки отходов Вера Яковлева. Похожий проект запущен и в Костроме, где благодаря МОК планируют на 75% сократить объемы ежегодно вывозимых отходов, но, отмечает Яковлева, в масштабах страны подобных проектов реализуется крайне мало, накопившихся проблем они не решают, а возможны лишь на деньги частных инвесторов, которых в кризис, понятно, больше не становится.

МАРИЯ ШЕР


/ Ъ-Деньги /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное