Как стало известно "Ъ", в Госдуму внесены поправки к закону "Об информации, информтехнологиях и о защите информации" и к Кодексу об административных правонарушениях РФ, по которым крупные новостные агрегаторы фактически приравниваются к средствам массовой информации. В том числе вводится запрет на иностранное участие более 20%. В одном из крупнейших ресурсов подобного рода -- "Яндексе" -- "Ъ" заявили, что в случае принятия закона не смогут сохранить сервис по агрегации новостей.
Вчера в Госдуму внесены поправки к закону "Об информации, информтехнологиях и о защите информации", больше известному как "закон о блогерах", и к Административному кодексу.
Проект вводит особый правовой режим для интернет-ресурсов, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию (вводится новое понятие "новостной агрегатор").
Режим будет касаться агрегаторов с количеством пользователей более 1 млн в сутки. Вести их реестр поручено федеральному органу, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере СМИ (Роскомнадзор).
Проект обязывает новостные агрегаторы "проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации", в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное "принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации" по жалобе уполномоченных органов.
Их перечень определит правительство. Новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%. Шесть месяцев дается на приведение структуры компании в соответствие с новыми требованиями законодательства. В течение шести месяцев компания обязана также хранить распространенную ею информацию. Ответственность (штрафы от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц) агрегатор будет нести, если не убрал недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора.
"Мы заполняем юридический вакуум, он не касается СМИ, деятельность которых достаточно отрегулирована",-- пояснил "Ъ" один из авторов проекта член фракции "Справедливая Россия", участник ОНФ Алексей Казаков. По его словам, "новостные агрегаторы" должны "ответственно" подходить к информации: либо перепечатывать авторитетные СМИ, которые проверяют информацию, либо нести ответственность за перепечатку.
"Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам",-- сказал "Ъ" господин Казаков. Он признает, что ресурсы с иностранным участием более 20% "мы потеряем на рынке".
Член фракции КПРФ Александр Ющенко подтвердил, что вносит законопроект в Госдуму совместно с господином Казаковым. Он сослался на социологические исследования, по которым около 60% пользователей черпают новости не через традиционные СМИ, а в поисковых программах и агрегаторах. "Такие ресурсы определяют новостную повестку, ранжируя новости. Эта функция требует той же ответственности, как у СМИ",-- отмечает он, подчеркивая, что недостоверность информации может быть связана и с "ангажированным размещением новостей" в топах.
Глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин пока незнаком с деталями предложений коллег, но считает регулирование в этой сфере "актуальным". "Сегодня уже не важно, где появилось сообщение, важно, кем оно будет распространяться. Агрегаторы новостной информации играют серьезную роль, это сложно не замечать, в том числе и регуляторам",-- отметил он.
По словам источника в Госдуме, под действие проекта подпадут до 30 крупных компаний: "Яндекс", Mail.ru, Google, Rambler, "ВКонтакте", "Спутник", Facebook (принадлежит Meta — признана экстремистской организацией и запрещена в России), Twitter и др.
В пресс-службе "Яндекса" "Ъ" сообщили, что сервис "Яндекс.Новости" просто не сможет существовать, если возложить на ресурс ответственность проверять новости.
"Каждый день "Яндекс.Новости" индексирует более 100 тыс. новостных сообщений от почти 7 тыс. источников. У "Яндекс.Новостей" нет редакции, сервис автоматически собирает сообщения от партнеров и в том же виде показывает их заголовки и фрагменты. Полные тексты новостей новостной агрегатор "Яндекса" не публикует -- читатели переходят по ссылкам на сайты партнеров. Таким образом, "Яндекс.Новости" объективно ограничен в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не может нести ответственность за такую информацию",-- заявили "Ъ" в пресс-службе "Яндекса".
Фактически для интернет-агрегаторов предлагается установить те же самые правила, что и для СМИ с иностранным капиталом. В октябре 2014 года президент Владимир Путин подписал закон об ограничении с 2016 года доли зарубежных акционеров в капитале российских СМИ до 20%. Закон предписывает медиакомпаниям уведомить Роскомнадзор об исполнении закона к 1 февраля 2016 года, после чего ведомство начнет проверки. Неисполнение закона грозит медиакомпаниям закрытием: регулятор вправе обратиться в суд для приостановления деятельности СМИ.
Напомним, "Яндекс" -- российская интернет-компания, владеющая самой популярной в России поисковой системой и интернет-порталом. По данным LiveInternet, в феврале 2016 года доля поиска "Яндекса" на российском рынке составила 57,9%.
Акционерная структура "Яндекса" в отчетности компании раскрыта по состоянию на 14 марта 2015 года. Из нее следует, что основным акционером является руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож, его голосующая доля -- 39,81%, экономическая -- 10,84%, еще 7% голосов и 4% капитала у сотрудника "Яндекса" Владимира Иванова. У инвестора компании, группы фондов Baring Vostok, которые управляют в том числе пенсионными и университетскими деньгами США, стран Западной Европы и Азии,-- 15,55% голосов и 4,69% капитала.
Президент ассоциации интернет-издателей Иван Засурский считает, что "прессовать агрегацию бесперспективно: в соцсетях ее вообще не достать".
Напомним, Роскомнадзор неоднократно указывал не имеющей представительства в России Twitter на нарушение российского законодательства и требовал удалить экстремистские группы, в том числе "Правого сектора". "Мы ждем других новостей -- не о том, как задушить информацию, а о новых инструментах развития. Развитие интернета возможно только на базе общественного консенсуса",-- говорит господин Засурский.
Ирина Нагорных, Владимир Лавицкий, Владислав Новый, Роман Рожков




SIA.RU: Главное