Минфин РФ сформулировал, как именно он намерен выполнить задание Владимира Путина о передаче сбора страховых взносов от внебюджетных фондов к налоговой службе. В направленной в Белый дом "Концепции изменения законодательства" предлагается ввести в Налоговый кодекс главу о едином страховом взносе, во всем приравняв его к налогам, отменить пониженную ставку этого платежа для высоких зарплат, а для избежания роста фискальной нагрузки -- снизить общую ставку взноса с нынешних 30% до 28-29%. Этой концепции противостоит подход Минтруда, который предлагает постепенно увеличивать нагрузку на большие зарплаты, не компенсируя это сокращением общей ставки.
Письмо заместителя министра финансов Ильи Трунина в аппарат правительства от 20 февраля излагает "Концепцию изменения законодательства о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды", подготовленную ведомством для выполнения январского указа президента о передаче администрирования этих платежей налоговой службе. Во многом концепция опирается на ранние рабочие материалы курируемых Минфином ведомств, в которых предлагался более жесткий вариант реформы -- фактическое возвращение единого социального налога.
К ЕСН Минфин вернуться не предлагает, но подводит теоретическую базу под перенос правил уплаты страховых взносов в Налоговый кодекс. Ведомство утверждает, что, как и налоги, "взносы на стадии их исчисления и уплаты обладают признаками безвозмездности и безвозвратности". Взносы на стадии уплаты не персонифицируются -- это происходит позже, после их поступления в бюджет на основе предоставленных плательщиками данных. "Это позволяет сделать вывод о налоговой природе страховых взносов как платежей",-- пишет ведомство.
В подтверждение этого тезиса ссылается на принятый 19 февраля в первом чтении законопроект, вводящий для взносов такую же, как в случае с налогами, уголовную ответственность за их неуплату.
Содержится в письме Минфина и давний аргумент юристов, указывавших на правовую коллизию, возникшую после прежней реформы соцплатежей 2010 года. По Конституции Пенсионный фонд России не входит в систему органов государственной власти, поэтому формально он не вправе применять к плательщикам взносов меры принуждения (штрафы, взыскание недоимки). Минфин указывает, что сейчас "применение мер государственного принуждения" в этой сфере "осуществляется не государственным органом, а фактически государственным учреждением", которым являются ПФР и ФСС. Кроме того, Минфин указывает на то, что страховое законодательство отстало от налогового -- среди прочего ведомство хотело бы распространить на взносы доказавший свою эффективность досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Хотелось бы ведомству также объединить формы платежных документов и отчетности.
Исходя из всего этого, Минфин предлагает разделить администрирование доходной и расходной частей страховых взносов. Нормативно-правовое регулирование доходной части ведомство намерено оставить за собой, расходной -- за Минтрудом.
Существенная новация -- Минфин в новой главе НК предлагает отказаться от нынешних порогов зарплаты, используемых при расчете взносов.
Речь идет о так называемых "хвостах": при общей ставке взноса в ПФР в 22%, с зарплат, превышающих 796 тыс. руб. в год, дополнительно платится еще 10%. Взносы в Фонд соцстраха уплачиваются по ставке 2,9% -- но лишь до суммы 718 тыс. руб. в год. Наконец, для Фонда медстраха порога зарплаты нет -- ставка взноса составляет 5,1%.
Минфин предлагает этот разнобой ликвидировать, установив для нового взноса плоскую шкалу.
При этом, чтобы избежать резкого роста нагрузки, новую общую ставку предложено установить "ниже текущей на 1-2 процентных пункта", то есть на уровне 28-29% против нынешних 30%.
Минфиновской концепции противостоит подход, представленный Минтрудом. Ведомство рекомендует постепенно повышать ставку для "хвоста" взноса в ПФР с 10% до 20%, снижения общей ставки при этом не предлагается.
Вадим Вислогузов, Денис Скоробогатько, Анастасия Мануйлова




SIA.RU: Главное