Расходы бюджета Иркутской области на авиапатрулирование лесов в 2016 году снижены в три раза по сравнению с 2015 годом. Об этом на совещании, посвящённом подготовке к пожароопасному сезону в СФО, которое прошло в Иркутске 24 февраля, сообщил начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Гришин.
При этом в ряде регионов СФО деньги на эти цели не предусмотрены вообще. В целом по Сибири региональное софинансирование по авиапатрулированию снизилось до 3%. Аналогичная ситуация, по словам Владимира Гришина, складывается и с выделением денег на охрану лесов, снижение зафиксировано до 37%. При этом федеральная субвенция при существующей тяжёлой экономической ситуации увеличилась на 10%.
Он также отметил, что одной из причин осложнения лесопожарной обстановки весной является несвоевременное выполнение профилактических мероприятий. Среди «провинившихся» и Иркутская область. Так, противопожарное обустройство лесов по состоянию на конец 2015 года в регионе было выполнено не в полном объёме. Проблема усугубляется и тем, что мероприятия проведены с нарушениями.
Также отмечена низкая эффективность регионов по координации сил на тушение и профилактику лесных пожаров. В настоящее время федеральная субвенция на авиапатрулирование до субъектов уже доведена, однако только четыре региона заключили контракты на эти работы. В Иркутской области эти процедуры до сих пор не завершены.
«Затягивание приводит к несвоевременному началу патрулирования, что сказывается на негативном развитии лесопожарной ситуации», – говорит Владимир Гришин.
Сокращается в регионах Сибири и количество сотрудников парашютной десантно-пожарной службы. В прошлом году их число уменьшилось на 12 человек – на семь в Иркутской области, на пять – на Алтае.
«Эти цифры, на первый взгляд, небольшие, но, если учесть ежегодное уменьшение численности, мы имеем по факту за последние пять лет снижение по РФ на 370 человек. Это серьезная цифра. Как правило, выбывают из рядов специалисты в связи с достижением пенсионного возраста. Средний возраст инструкторов приближается к 45 годам. Нет преемственности, молодёжь не идёт, эту проблему нужно как-то решать», – прокомментировал эксперт.
Кроме того, до сих пор ни один регион не предоставил «Авиалесоохране» внятной информации по количеству дополнительных людей, которых планируется задействовать на авиационное патрулирование. «Территория не уменьшилась, проблема пожароопасности не решена. Из этой ситуации надо выходить, изыскивать источники финансирования», – отмечает начальник организации.
Владимир Гришин напомнил, что в 2015 году на территории лесного фонда СФО возникло 6 тысяч 583 пожаров, огнём было пройдено 2 млн 315 тысяч 61 га – это 89% от всей площади, подвергнувшейся возгораниям в России. Средняя площадь одного пожара по округу составила 351 га – это в полтора раза больше показателей по РФ. Оперативность обнаружения возгораний составила 54,5%, следствием этого стала высокая доля крупных пожаров.
Наиболее сложная обстановка складывалась в Иркутской области, где было зафиксировано 1537 возгораний на площади 499 тысяч га. В Бурятии было отмечено 1440 очагов на площади 890 тысяч га, в Забайкалье – 1377 на 941 тысяча га.
«Для снижения площади лесных пожаров и недопущения развития ЧС необходимо своевременно обнаруживать лесные пожары и своевременно их ликвидировать. В ряде регионов СФО наряду с оперативностью обнаружения пожаров остро стоит вопрос со скоростью их тушения. В связи с этим средняя площадь пожара на момент его ликвидации возросла в 3,2 раза по сравнению со средними пятилетними значениями. Это отмечалось в Бурятии, Забайкалье и Тыве», – отметил начальник «Авиалесоохраны».
Одной из причин возникновения новых лесных пожаров Владимир Гришин назвал принятие несвоевременных управленческих решений. Так, в период запоздалого введения режима ЧС в Иркутской области в 2015 году возникло 682 пожара. В связи с этим крайне слабо сработали сводные планы тушения пожаров. Кроме того, неоднократно возникали проблемы с привлечением сил и средств, предусмотренных сводным планом. Так, в Иркутской области предполагалась задействовать 7 тысяч 375 человек, однако фактически работали чуть более 700 – и это только силы реагирования, говорит эксперт. Руководство органов власти фактически не могло привлечь около 80% сил и средств, дефицит составил около 6 тысяч человек.




SIA.RU: Главное