Новости

Молчание - знак согласия на трансплантацию. КС подтвердил законность изъятия органов без уведомления родственников умершего

Конституционный суд РФ (КС) подтвердил законность изъятия органов для трансплантации после смерти человека без согласия его родственников. Ранее в суд обратились близкие скончавшейся в больнице Алины Саблиной, сердце, почки и другие внутренние органы которой были изъяты без их ведома, потребовав признать неконституционными соответствующие нормы "Закона о трансплантологии". Теперь родственники госпожи Саблиной уже обратились в Европейский суд по правам человека.

В январе 2014 года 19-летнюю Алину Саблину сбила машина. Пострадавшую доставили в реанимацию ГКБ N1 имени Пирогова, где спустя пять дней она скончалась. Мать погибшей Елена Саблина позднее узнала об изъятии в целях трансплантации сердца, почек, части аорты, нижней полой вены, надпочечников и части правого легкого. Госпожа Саблина обратилась в суд, требуя взыскать с больницы компенсацию морального вреда, но получила отказ.

В июле 2015 года родственники Алины Саблиной обратились с жалобой в КС на нарушение прав и свобод статьей 8 Закона "О трансплантации органов". Эта статья предполагает презумпцию согласия на изъятие органов и тканей у трупа, однако прописывает, что оно не допускается, если "при жизни данное лицо либо его близкие родственники заявили о своем несогласии на изъятие его органов". Родственники Алины Саблиной отмечают в жалобе, что они находились в контакте с врачами, однако те не сообщили о намерении изъять органы Алины.

Вчера КС опубликовал определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы родственников Алины Саблиной, отметив, что аналогичный вопрос был рассмотрен в 2003 году. Тогда судьи указали, "что трансплантация органов или тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей". "Презумпция согласия на изъятие органов имеет целью развитие в стране донорства и трансплантации и Конституции не нарушает",-- говорится в документе. Суд также отметил, что "существо требований заявителей фактически сводится к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия". Однако решение этого вопроса, уточняют в суде, составляет прерогативу законодателя и не относится к компетенции КС РФ.

Министерство здравоохранения РФ пока не прокомментировало решение КС.

Валерия Мишина; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное