Конституционный суд РФ (КС) подтвердил законность изъятия органов для трансплантации после смерти человека без согласия его родственников. Ранее в суд обратились близкие скончавшейся в больнице Алины Саблиной, сердце, почки и другие внутренние органы которой были изъяты без их ведома, потребовав признать неконституционными соответствующие нормы "Закона о трансплантологии". Теперь родственники госпожи Саблиной уже обратились в Европейский суд по правам человека.
В январе 2014 года 19-летнюю Алину Саблину сбила машина. Пострадавшую доставили в реанимацию ГКБ N1 имени Пирогова, где спустя пять дней она скончалась. Мать погибшей Елена Саблина позднее узнала об изъятии в целях трансплантации сердца, почек, части аорты, нижней полой вены, надпочечников и части правого легкого. Госпожа Саблина обратилась в суд, требуя взыскать с больницы компенсацию морального вреда, но получила отказ.
В июле 2015 года родственники Алины Саблиной обратились с жалобой в КС на нарушение прав и свобод статьей 8 Закона "О трансплантации органов". Эта статья предполагает презумпцию согласия на изъятие органов и тканей у трупа, однако прописывает, что оно не допускается, если "при жизни данное лицо либо его близкие родственники заявили о своем несогласии на изъятие его органов". Родственники Алины Саблиной отмечают в жалобе, что они находились в контакте с врачами, однако те не сообщили о намерении изъять органы Алины.
Вчера КС опубликовал определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы родственников Алины Саблиной, отметив, что аналогичный вопрос был рассмотрен в 2003 году. Тогда судьи указали, "что трансплантация органов или тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей". "Презумпция согласия на изъятие органов имеет целью развитие в стране донорства и трансплантации и Конституции не нарушает",-- говорится в документе. Суд также отметил, что "существо требований заявителей фактически сводится к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия". Однако решение этого вопроса, уточняют в суде, составляет прерогативу законодателя и не относится к компетенции КС РФ.
Министерство здравоохранения РФ пока не прокомментировало решение КС.
Валерия Мишина; Анна Пушкарская, Санкт-Петербург




SIA.RU: Главное