Новости

ОСАГО: систему скидок и надбавок "бонус-малус" ждет масштабная реформа

Как стало известно "Ъ", автовладельцам готовят масштабную реформу по пересмотру системы скидок и надбавок "бонус-малус", от которой зависит итоговая цена полиса ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) отправил в ЦБ предложения по откреплению коэффициента аварийности от автомобиля. По расчетам страховщиков, в итоге реформы порядка 20% автовладельцев получат бонусы, а 5% водителей — аварийные надбавки. Юристы называют идею РСА "на редкость разумной", однако, по их словам, последняя правка коэффициентов ОСАГО принесла страховщикам дополнительные 19 млрд руб.

РСА отправил Центробанку предложение по внесению изменений в указание регулятора по тарифам и коэффициентам ОСАГО. Страховщики хотят реформировать один из ключевых коэффициентов системы ОСАГО — коэффициент "бонус-малус" (КБМ). Он включает 14 индивидуальных классов убыточности — от класса М до 13-го класса. Класс М — самый убыточный с коэффициентом 2,45 (и соответственно, с самой высокой надбавкой к цене полиса). На начало действия закона об ОСАГО в 2003 году всем водителям был присвоен третий класс убыточности, которому соответствует коэффициент 1. Если в течение первого года действия договора страховых случаев нет, страховщики присваивают автовладельцу четвертый класс с коэффициентом 0,95 (соответствует скидке на полис на 5%).

За десять лет безаварийной езды можно получить 13-й класс с коэффициентом 0,5, что снизит стоимость страховки на 50%.

Вместе с тем, если страховой случай происходит, водитель получает на следующий год коэффициент 2,45 (класс М), и вернуться в безаварийный класс (без надбавки) можно только через четыре года безаварийной езды. По итогам 2015 года, по данным РСА, средний КБМ по стране составляет 0,85, то есть в среднем автовладельцы получают 15% скидки по ОСАГО при продлении полиса.

Как пояснили "Ъ" в РСА, сейчас КБМ привязан к водителю и его транспортному средству или только к водителю (в случае, если он вписан в полис не принадлежащей ему машины). В итоге у одного автомобилиста может быть несколько КБМ в зависимости от его включения в список допущенных к управлению авто по разным полисам. Союз предлагает отвязать КБМ физлиц от факта владения транспортным средством и ввести единый для каждого водителя коэффициент аварийности сроком на год.

Кроме того, согласно предложениям, рассчитывать значение КБМ ежегодно для каждого водителя будет РСА, а не страховые компании, что при наличии у союза базы по данным всех водителей позволит практически полностью исключить ошибки и злоупотребления по части КБМ при покупке полисов ОСАГО. 

Впрочем, это еще не все изменения системы КБМ. Предложения союза касаются и физлиц-держателей полисов без ограничений числа водителей, допущенных к управлению авто. По статистике страховщиков — это самые убыточные договоры, поскольку в ситуации с группой аварийных водителей владельцу авто дешевле заключить договор без ограничений допуска за руль с коэффициентом 1,8, а не платить с учетом максимальной надбавки в 2,45. Союз предлагает коэффициент отсутствия ограничений по допуску за руль повысить до максимального в системе — до 2,45.

Юрлиц также ожидают изменения — для них КБМ предлагается рассчитывать по среднему значению в автопарке. В РСА обещают, что предложения страховщиков не сильно изменят финансовое состояние автовладельцев, при этом "значительно снизят напряженность с ошибками в тарификации при заключении договоров ОСАГО". 

По словам главы ассоциации защиты страхователей и гендиректора юридической фирмы "ГлавСтрахКонтроль" Николая Тюрникова, идея отвязать КБМ от транспортного средства "на редкость разумная и правильная".

"В продолжение темы РСА следует инициировать открепление всей системы ОСАГО от автомобиля,— говорит он,— тогда бы решилась проблема множества полисов для владельцев нескольких автомобилей. Собственник же не может управлять сразу всеми своими авто". В целом, по его словам, такое реформирование ОСАГО сделает систему более прозрачной.

"Настораживает одно,— говорит юрист,— каждое изменение ОСАГО, которое презентуется рынком как более тонкая настойка под каждого водителя, в итоге приносит страховщикам дополнительные миллиарды рублей премий". 

Татьяна Гришина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное