Реформа автошкол, проведенная полтора года назад, имела своей целью улучшить подготовку водителей, но результат оказался прямо противоположным: качество обучения в автошколах ухудшилось, притом что цены выросли в два раза, а сроки учебы зачастую растягиваются до года. Правда, и получать права за взятки стало сложнее.
24-летняя сотрудница одного из столичных музеев Мария Белявцева решила получать водительские права весной прошлого года, когда автошколы уже вовсю работали по новому регламенту. Школу Мария выбрала рядом с домом, в Реутове. Проверив на сайте ГИБДД, что учебное заведение получило разрешение и лицензию, она приступила к занятиям. "Теория шла несколько месяцев, все занятия были прописаны. Сразу сказали, когда будет экзамен. Тут мне все понравилось,-- рассказывает Мария.-- Приключения начались, когда мы приступили к практике".
Оказалось, что в выбранной Машей автошколе на тот момент работал только один инструктор. "У нас в группе было человек десять. Мы все сначала обрадовались: у инструктора будет много времени на нас, но оказалось, что есть еще группа выходного дня, плюс ученики из других групп, которые не откатали уже оплаченные занятия или взяли дополнительные". Несмотря на то что в договоре значилось: вечер, будни, после оплаты занятий свободное время для Маши чаще всего находилось только в семь утра. "Вечернее время было почти всегда занято. В субботу-воскресенье инструктор работал только до обеда,-- рассказывает она.-- В ответ на возмущение грубил и советовал взять отпуск".
С площадкой Маше тоже не повезло: не оказалось эстакады. "Эстакаду мы ездили отрабатывать в другой район Москвы. Там была площадка с колдобинами и ямами на какой-то заброшенной территории, а напротив съезда с эстакады в трех метрах -- стена какого-то здания. В итоге мы так нормально это упражнение и не потренировали. На экзамене из нашей школы все завалились на нем. Даже парни".
Борьба за выживание
Реформа образования водителей, целью которой декларировалось снижение аварийности по вине новичков, стартовала в России еще в 2011 году. Но самые существенные для автошкол перемены произошли в конце 2014-го. В августе вступил в силу приказ Минобрнауки о новых программах обучения и были ужесточены требования к материально-технической базе, а в октябре премьер Дмитрий Медведев подписал постановление "О допуске к управлению транспортными средствами", меняющее принцип приема экзаменов. Завершить реформу должен административный регламент по проведению экзаменов в ГИБДД, которым предлагается серьезно ужесточить процедуру тестирования и даже ввести нормативы по времени выполнения упражнений. Однако пока документ не принят -- уже почти полгода он находится на регистрации в Минюсте.
Улучшение образовательного процесса по новому законодательству должно заключаться в увеличении времени подготовки (вместо 106 часов на теорию -- 134, вместо 50 часов практики -- 56) и усилении материально-технической базы школ. Каждая автошкола должна была переоборудовать классы, открыть медкабинет и, главное, обзавестись собственной заасфальтированной площадкой для занятий площадью 0,24 га.
Организация даже теоретического курса по новым правилам стала для школ испытанием."Про пешеходный переход теперь надо рассказывать шесть часов. Я преподаю теорию уже десять лет, но на шесть часов даже у меня рассказов не наберется",-- смеется Дмитрий Сапцов, инструктор и руководитель одного из филиалов автошколы ЦОАС.
"Автошколы по факту приравняли к профессиональному образованию (ПТУ), при этом увеличенная теоретическая часть нужна только профессиональным водителям (занимающимся грузоперевозками и пассажирскими перевозками, таксистам). Для более чем 90% учеников эта информация нужна не более чем для общего развития,-- считает Наталья Дронова, руководитель проектов "Русского автомотоклуба".-- Ученики больше времени проводят в классах у доски, чем в реальных условиях на дороге. И они должны оплачивать эти часы. Обязательная практическая часть обучения при этом увеличилась совсем незначительно".
Но самым сложным для школ оказалось обеспечение материально-технической базы.
"Мы нашли площадку на 43-м км МКАД -- примерно на равном расстоянии от всех восьми наших автошкол, арендуем ее за 350 тыс. руб. в месяц,-- рассказывает директор автошколы "Р-Авто" Владимир Рыбник.-- Затраты у нас таким образом выросли, а качество услуги не очень: клиентам туда добираться крайне неудобно". По его словам, ряд школ продолжают заниматься на небольших и не всегда полностью оборудованных площадках в городе, а для получения лицензии арендуют площадку положенного размера за МКАД.
Новые требования к автошколам содержат даже такую экзотику, как обязательные горячие обеды для учеников.
Ни в одной школе, конечно, никаких обедов нет, а для отчетности большинство из них решает вопрос с помощью фиктивных договоров с соседними кафе.
В результате цены на учебные курсы выросли в среднем на 25-50%.
"Раньше пройти обучение в Москве можно было за 25 тыс. руб., сейчас это стоит 45 тыс.,-- говорит директор "Р-Авто".-- Примерно вдвое, до 25 тыс. руб., подорожало и получение категории А (мотоциклы)". В регионах цены также выросли: в Нижнем Новгороде в среднем с 18-20 тыс. до 28-35 тыс. руб., в Омске с 18 тыс. до 25-30 тыс. руб.
Волчий билет
Из 11,5 тыс. работавших до реформы автошкол заключения ГИБДД и лицензии на сегодняшний день получили 6,9 тыс. (их можно посмотреть на сайте Госавтоинспекции). В Москве общее количество учебных заведений для водителей снизилось больше чем на треть -- с 350 до 196. Однако эти цифры достаточно условны. "На 200 официальных автошкол Москвы, включая государственные при университетах и колледжах, школы ДОСААФ, частные сетевые и одиночные автошколы, приходится примерно 500 филиалов,-- объясняет основатель поисковика автошкол Radarrr.ru Алексей Кацалуха.-- Город усеян густо".
Многие школы, не получившие лицензию, все равно продолжают работать, покупая свидетельства у лицензированных организаций.
Самый громкий скандал в связи с переходом на новую систему лицензирования случился в прошлом году в "Центральной автошколе Москвы". Она набирала учеников, не пройдя проверку ГИБДД. В итоге более 150 человек остались и без денег, и без прав.
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева подтверждает, что "серые" автошколы с рынка не исчезли. Свидетельство такой автошколы, по сути, становится волчьим билетом для ученика, потому что не дает ему права сдавать экзамены в ГИБДД.
На купонных сайтах много предложений от автошкол пройти обучение со скидками до 97%. Правда, при проверке оказывается, что большая часть объявляющих "распродажи" не имеют лицензии.
Взятки и немножко нервно
Судить о том, насколько эффективно решены задачи, ради которых затевалась реформа, достаточно сложно. С одной стороны, по данным ГИБДД, действительно снизилась аварийность по вине новичков -- на 26%, но, с другой стороны, примерно таким же образом сократилось и число самих новичков. В 2015 году водительские права получили 1,87 млн человек -- на 22%, или на 600 тыс., меньше, чем в 2014-м. В 2010-2013 годах удостоверения получали ежегодно 2,1-2,3 млн человек.
Помимо реформы как таковой на качестве образования положительно должна была сказаться борьба с коррупцией в рядах ГИБДД. Действительно, по нашим опросам, получать права за взятки стало сложнее.
Интернет по-прежнему наводнен сайтами, предлагающими купить права без обучения в автошколе,-- ФАС даже требовала от Google удалить их рекламу. Однако к ГИБДД эти продавцы отношения не имеют, и здесь речь идет о стопроцентном мошенничестве: за 15-30 тыс. руб. сделают красивую подделку -- "зеркало" уже выданных прав, его автоинспекторы распознают при первом же штрафе. А вот для учеников автошкол -- реальных и мнимых -- такие возможности остались. "Самая популярная схема нелегального получения прав -- подтасовка в автошколе. Человека записывают в группу обучения, регистрируют эту группу в ГИБДД, далее он в течение двух-трех месяцев числится как учащийся, после чего его направляют на реальную сдачу экзаменов",-- рассказывает Валерий Солдунов, председатель Всероссийского общества автомобилистов.
Сложнее, считают участники рынка, стало и фальсифицировать сдачу теоретического экзамена, а также практический экзамен для получения прав категории А: от камер мотоциклистам просто не спрятаться. Другое дело -- вождение в городе для будущих автомобилистов: здесь экзамен по-прежнему принимает живой человек, и есть много мест на маршруте, которые можно проехать по-разному. Как рассказывают ученики автошкол, все равно так или иначе все сдают с третьей-пятой попытки, однако и от вознаграждения, так называемой подстраховки, гаишники не отказываются.
МАРИЯ ЛИБЕРМАН




SIA.RU: Главное