В понедельник на заседании президиума Госсовета в Ярославле по вопросу безопасности дорожного движения президент России Владимир Путин заявил, что необходимо обеспечить массовое оформление незначительных дорожно-транспортных происшествий без участия ГИБДД.
Страховщики отмечают, что один из главных факторов, сдерживающих распространение европротокола, – опасения автовладельцев, что при самостоятельном оформлении документов по ДТП страховая компания по какой-либо причине откажет в возмещении убытков. Между тем, по статистике СОГАЗа, отказы в выплатах по европротоколу случаются даже реже, чем в среднем по ОСАГО.
«Доля отказов по европротоколу в нашей компании составляет лишь около 1%, что ниже, чем уровень отказов по ОСАГО. Причина проста – сам факт оформления европротокола означает, что у участников ДТП нет разногласий об обстоятельствах ДТП и о том, кто в нем виноват. Кроме того, для выплаты в рамках европротокола страховщику требуется меньше документов, что также снижает вероятность отказа», – говорит заместитель директора по урегулированию убытков АО «СОГАЗ» Алексей Карпицкий.
По его словам, те редкие случаи, когда компания вынуждена отказывать в выплате, как правило, связаны с тем, что сами участники ДТП не смогли окончательно договориться об обстоятельствах происшествия, о чем свидетельствует отсутствие на бланке Извещения о ДТП соответствующих подписей одного или обоих автовладельцев. Кроме того, напоминает эксперт, в рамках европротокола не покрываются случаи бесконтактного ДТП, а также ущерб, нанесенный имуществу, не принадлежащему автовладельцу: фонарным столбам, дорожным ограждениям, парковочным столбикам и т.д.
По данным РСА, в 2015 году доля ДТП, оформленных по европротоколу, выросла с 11% до 25%, и в перспективе страховщики рассчитывают довести этот показатель до 40–50%. Росту популярности евпропротокола, по словам Алексея Карпицкого, способствовало вступление в силу с 1 июля 2015 года поправок в Правила дорожного движения, которые обязали водителей самостоятельно оформлять мелкие ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД. «После этого водители стали пользоваться упрощенным оформлением ДТП почти вдвое чаще. На сегодняшний день более 25% урегулируемых СОГАЗом убытков по ОСАГО оформляются в рамках европротокола», – говорит Алексей Карпицкий.
По мнению эксперта СОГАЗа, необходимо способствовать не только расширению практики европротокола среди автомобилистов, но и снижению рисков мошенничества по отношению к страховщикам. «При отсутствии документов из компетентных органов, подтверждающих факт ДТП и степень виновности или невиновность участников, необходимо создать условия, максимально исключающие из фиксации ДТП человеческий фактор. Например, фиксировать ДТП с помощью глобальной навигационной спутниковой системы. Это недешево, но электронная фиксация ДТП, определяющая место, дату и время, а также видео- и фотофиксация позволят практически исключить вероятность мошенничества, а следовательно – повысить доверие к документам, предъявляемым на страховую выплату», – сказал Алексей Карпицкий.