Россия все-таки успешно прошла проверку Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН): после многочисленных доработок отечественная регулятивная база для банков была признана полностью соответствующей требованиям БКБН к контролю за рисками. Трансформация негативного результата предварительной проверки в позитивный окончательный заняла у ЦБ полгода, а у банков "съела" изрядную долю капитала. Впрочем, насколько новое регулирование совместимо с российской действительностью на практике -- покажет время.
Финальные результаты соответствующей проверки БКБН вчера были опубликованы на его сайте. В части регулирования контроля за рисками недостаточности капитала и ликвидности банков Россия получила фактически высшую оценку (compliant -- соответствует). Еще несколько месяцев назад предварительные результаты проверки были прямо противоположными. Как сообщал "Ъ" 2 октября 2015 года, тогда соответствие наблюдалось лишь по двум позициям, по трем оно было условным, по восьми имело место существенное несоответствие, по четырем -- несоответствие полное.
Столь разительной перемене оценки Россия обязана ЦБ: с осени прошлого года он активно ужесточал банковское регулирование для приведения его в соответствие с требованиями БКБН. "Дополнительные регуляторные инициативы, внедренные ЦБ (в ходе проверки.-- "Ъ"), существенно улучшили уровень соответствия минимальным базельским стандартам",-- говорится в сообщении БКБН.
При этом введенные многочисленные ужесточения (по оценке рисков по госдолгу в валюте, при секьюритизации, по возможным потерям и пр.) настолько серьезно били, в частности, по капиталу банков, что пришлось одновременно (с 1 января 2016 года) вводить беспрецедентное послабление -- понижать минимальную достаточность общего капитала с 10% до 8%.
Деваться было некуда: несоответствие Базелю плохо сказывается на и без того не лучшей инвестиционной привлекательности РФ, соответствие -- чревато проблемами в банковском секторе.
Впрочем, несмотря на жесткое приведение в соответствие российского законодательства и нормативной базы с требованиями Базеля, ряд недочетов все же остался, но их БКБН не счел существенными. В частности, речь о том, что, хотя нормативная база по оценке кредитных рисков продвинутым способом -- на основе внутренних оценок банков (IRB-подход, а не регулятивных требований ЦБ, как сейчас) -- есть, крупнейших банков, подавших заявления о желании использовать этот подход, оказалось только два. "Что показывает небольшую заинтересованность или неготовность к применению IRB-подхода другими банками",-- говорит руководитель подразделения ПВР-моделей группы Nordea Александр Петров. Среди прочих незначительных отклонений -- статусы Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и Внешэкономбанка как субъектов госсектора. По мнению комитета, действующее законодательство не указывает однозначно, что российское правительство покрывает обязательства этих институтов, что фактически не дает права применять по требованиям к ним льготные коэффициенты риска.
Ольга Шестопал




SIA.RU: Главное