Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен принципиально изменить систему возмещения убытков по ОСАГО. Сейчас пострадавший автовладелец может выбрать, получить ли со страховой деньги или поручить отремонтировать автомобиль, в РСА же предлагают осуществлять ремонт практически безальтернативно: денежная выплата будет применяться лишь в исключительных случаях, например, когда до сервиса далеко ехать. Эксперты считают, что автовладельцы от нововведения проиграют: в автосервисах, куда страховые компании направляют клиентов, машины ремонтируют некачественно. ЦБ просит РСА доработать проект.
О планируемом нововведении вчера рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. По его словам, союз подготовил поправки к закону об ОСАГО, где содержится норма, которая "установит приоритет ремонта машины над денежными выплатами".
"Мы считаем, что потребителю в первую очередь нужно восстановить транспортное средство",-- пояснил господин Уфимцев. По его словам, поправки могут быть приняты уже в 2016 году.
Напомним, по закону водитель, пострадавший в ДТП, может получить компенсацию ущерба, причиненного автомобилю, деньгами или натуральным способом, то есть ремонтом в автосервисе, у которого со страховщиком заключен договор.
Официальной статистики в РСА нет, но, по экспертным оценкам, обычно водители выбирают деньги.
"Этим пользуются автоюристы и мошенники. Они заявляют, что получили мало, начинают судиться,-- пояснили "Ъ" в РСА.-- Наше предложение в том, чтобы возмещение вреда производилось по умолчанию натуральным образом. В законе будут прописаны исключительные случаи, когда можно получить деньги". Речь идет о ситуации, к примеру, когда автосервис находится в другом городе или слишком далеко от пострадавшего.
Страховые компании идею поддержали. Идею РСА одобряет и координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов. "Страховщики покупают услуги автосервисов и запчасти оптом, в итоге для них ремонт обходится гораздо дешевле, чем для автовладельца,-- говорит он.-- Да и потом, не надо будет спорить со страховщиками и судиться. Предложенная РСА схема не устроит, пожалуй, только владельцев раритетных машин".
Читайте также:
Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников выступил категорически против новых правил. "У сервисов, работающих со страховщиками, обычно очень низкое качество ремонта,-- говорит он.-- Если бы водитель мог выбрать, где чинить машину, то я бы с этим предложением согласился".
Анонсированные поправки к закону об ОСАГО дорабатываются в РСА по просьбе Центробанка. "Нужна регламентация возможных альтернатив,-- рассказывает собеседник "Ъ", знакомый с позицией Центробанка.-- Например, если ремонт требует замены запчасти, а она придет через три недели, это неудобно потребителю, тогда должна быть выплата деньгами".
Любопытно, что тема приоритета ремонта над денежной выплатой уже возникала в страховом сообществе -- на старте ОСАГО в 2003 году. Но тогда она не попала в закон именно из-за сложности процедуры регламентации.
Иван Буранов, Татьяна Гришина