Банк России уже через девять месяцев обещает сделать онлайн-продажи полисов ОСАГО обязательными, решив таким образом проблему доступности обязательного автострахования. Страховщики открыто инициативу ЦБ не критикуют, но говорят, что мегарегулятор опережает события на два-три года -- по их мнению, автовладельцу будет неудобно покупать электронный полис ОСАГО. Независимые эксперты полагают, что компании, успешно торгующие онлайн другими страховками, противятся обязательности электронного ОСАГО потому, что при регулируемых государством тарифах не могут закладывать в них риски убытков и мошенничества.
Как следует из официального сообщения Банка России, уже к 1 января 2017 года страховщики, работающие на рынке ОСАГО, будут обязаны продавать электронные полисы обязательного автострахования по всей стране. Эту инициативу ЦБ надеется закрепить поправками к законодательству, рассмотрение которых по замыслу регулятора должно состояться уже в весеннюю сессию Госдумы.
Напомним, электронные продажи ОСАГО стартовали в России 1 июля 2015 года. Пока оформление договора в электронном виде является правом, а не обязанностью компании. Сейчас такие полисы предлагают 15 страховщиков из 81, имеющего лицензию на ОСАГО.
Менее месяца назад ЦБ разослал страховщикам письма с рекомендацией подключиться к электронным продажам. Тогда представители компаний открыто делились недовольством по этому поводу: они говорили о проблемах с доступностью интернета в стране и трудностях для сотрудников ГИБДД по части проверки электронного полиса .
Сейчас официальная позиция рынка смягчилась. "В настоящее время продажи электронных полисов составляют около 10 тыс. в неделю,-- говорит президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.-- Общее число проданных полисов -- около 120 тыс. РСА не видит никаких технологических проблем реализации проекта всеми компаниями, которые работают на этом рынке". Однако, по его словам, у ряда компаний теоретически некоторые сложности все же могут быть.
Читайте также:
В частных беседах страховщики соглашаются с удобством электронных сервисов в целом, но, по их мнению, в части ОСАГО ЦБ "заблуждается". "Мы одними из первых запустили онлайн-продажи ОСАГО,-- сказал "Ъ" глава "Росгосстраха" Дмитрий Маркаров.-- В целом мне, как гражданину и управленцу компании, нравится работать с электронными продуктами". Но, по его словам, в обязательном порядке запускать электронные продажи ОСАГО преждевременно.
"Специально обученный сотрудник в офисе оформляет ОСАГО 15-20 минут,-- говорит он.-- Теперь представьте, что гражданина, которому это надо сделать раз в год, на каждом этапе "выкидывает" из системы из-за того, что он ошибся в одной цифре при введении данных, разве это ему удобно?!"
"У государства и общества есть иллюзия, что проблемы ОСАГО сконцентрированы в области продаж,-- говорит Дмитрий Маркаров.-- На деле проблема в убыточности ОСАГО из-за активности автоюристов в урегулировании страховых случаев".
Татьяна Гришина