Только одно рабочее место было создано в особо-экономической зоне туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» (ОЭЗ ТРТ) за год. Такие данные приводит Контрольно-счётная палата РФ за период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года.
При этом общая численность трудоспособного населения на той территории, где расположены «Ворота Байкала» – а это, напомним, посёлок Большое Голоустное Иркутского района и Слюдянский район, – составлял на 1 января прошлого года чуть больше 64 тысяч человек. Всего в «Воротах Байкала» на сегодня работают 30 человек.
Не лучше ситуация обстоит и в Бурятии, где организована ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань». Здесь за год количество рабочих мест увеличилось на два – с 13 по 15 при общей численности потенциальных работников почти 15 тысяч.
В целом, как отмечает пресс-служба КСП РФ, за 10 лет ОЭЗ по всей России, так и не стали действенным инструментом поддержки экономики. Такие выводы были сделаны по итогам проверки деятельности акционерного общества «Особые экономические зоны» и юрлиц, созданных для управления ОЭЗ в регионах. Аудит касался эффективности использования средств федерального бюджета, государственного имущества и иных средств при создании и функционировании особых экономических зон в 2014-2015 годах.
КСП выяснила, что общая стоимость строительства объектов инфраструктуры особых экономических зон оценивается в общем в 334,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 224,5 млрд рублей, за счет средств бюджетов регионов– 109,7 млрд рублей. С 2006 по 2015 года общая сумма федеральных бюджетных средств, выделенных на создание и развитие ОЭЗ, составила 121,9 млрд рублей, средств регионов – 64 млрд рублей. В 2016 году на эти же цели предусмотрено в федеральном бюджете еще 5,9 млрд рублей.
Вместе с тем, как заявил аудитор Сергей Агапцов, процесс создания и управления ОЭЗ характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. «Реальный экономический эффект от особых экономических зон не достигнут», – заявил эксперт.
Как прокомментировала председатель КСП Татьяна Голикова, самое неприятное – это даже не использование денег.
«На территории ОЭЗ за 10 лет создано 18 177 рабочих мест. Давайте соотнесем 121,9 млрд, которые вложили из федерального бюджета, 185,9 млрд рублей – вместе с субъектами и 18 177 рабочих мест: разделите, сколько стоит одно рабочее место за 10 лет. О какой эффективности здесь можно говорить?», – заявила она.
Кроме того, специалисты выяснили, что строительство объектов инфраструктуры осуществлялось медленно и с нарушением сроков строительства во всех ОЭЗ без исключения. По состоянию на 1 января 2016 года из 758 запланированных к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ введено в эксплуатацию только 526. При этом плановые значения, подлежащих вводу в эксплуатацию объектов, ежегодно корректируются, в связи с переносом сроков строительства объектов на более поздние периоды.
При этом ответственность регионов по выполнению финансовых обязательств соглашениями о создании ОЭЗ не предусмотрена. Так, по состоянию на 1 января 2016 года обязательства региональных бюджетов не выполнены ориентировочно на 41,7% или более чем на 45 млрд рублей, сообщает пресс-служба КСП.
К слову, проверка провели по поручению президента РФ Владимира Путина по итогам встречи с активом ОНФ. В прошлом году организация заявила о провале особых туристических зон, в том числе, на Байкале.
В Иркутской области считают, что причины провала ОЭЗ на Байкале – комплексные: частая смена руководства и отсутствие внятной политики РосОЭЗ, неблагоприятный инвестиционный климат, запутанность и противоречивость законодательства о Байкале Сергей Иванов, назначенный на пост гендиректора иркутского филиала ОЭЗ «Ворота Байкала» в прошлом году, акцентирует внимание на сложностях федерального закона об освоении лесов. Комплексному разбору полетов провала ОЭЗ был посвящен «круглый стол» в Иркутске, организованный по инициативе ОНФ.




SIA.RU: Главное