Ряд крупных НПФ договорились о прекращении оплаты агентам за переходы клиентов из дружественных фондов, создав единую базу СНИЛС. Таким образом НПФ пытаются решить две главные проблемы кампании 2015 года, которая стала рекордной по объему затрат на привлечение клиентов и числу дублирующихся, а значит, забракованных заявлений. Впрочем, свой гонорар агенты могут взыскать по суду, а их заявления о "монополистической коалиции" НПФ уже изучают в ФАС.
Об объединении клиентских баз НПФ "Европейский", "Доверие", "Наследие", "Промагрофонд", "ЛУКОЙЛ-Гарант", НПФ электроэнергетики, "Стальфонд", "Будущее", "Газфонд пенсионные накопления", "КИТ Финанс" и РГС агенты и брокеры сообщили на специализированных форумах. Как они пишут, исходно фонды планировали создать коалицию во втором полугодии, но "в связи с огромным количеством (случаев.-- "Ъ") мошенничества со стороны агентов было принято решение считать дублями клиентов уже с 1 января". Соглашение касается значительного сегмента рынка -- по оценке "Ъ", с учетом переходной кампании фонды управляют пенсионными накоплениями около 20 млн клиентов, что составляет не менее 65% общего числа клиентов НПФ.
Де-юре соглашения не существует, сами фонды отрицают факт такой договоренности. После запроса "Ъ" объявления брокеров об отсутствии оплаты за переходы из фондов--участников соглашения были удалены с форума агентов НПФ (копии сохранены.-- "Ъ"). "Агенты НПФ РГС оформляют перевод пенсионных накоплений в фонд для всех желающих без исключений. Фонд полностью выполнил обязательства по оплате услуг агентов за период с января по март в соответствии с действующими договорными условиями",-- заверили в пресс-службе НПФ РГС. Схожие ответы дают и другие НПФ. В пресс-службе пенсионной группы БИН (НПФ "Европейский" и "Доверие") уточнили, что "в первом квартале подводятся итоги за предыдущий год и идет взаиморасчет с агентами по итогам предыдущего года с учетом фактических результатов кампании".
Агенты подтверждают, что получили оплату по декабрь включительно. Однако по договорам этого года идут "сплошные дубли" (то есть по ним проходит клиент партнерского НПФ.-- "Ъ"), "на этой неделе из 100 договоров забракованы 83", жалуется один из агентов.
У НПФ есть повод для оптимизации: кампания 2015 года по переводу пенсионных накоплений стала рекордной по затратам на одного привлеченного нового клиента. Была забракована почти половина заявлений о переходе, самая распространенная причина -- два и более заявлений от одного лица.
Исключение дублирования позволит фондам значительно сократить расходы на агентов, указывает президент Ханты-Мансийского НПФ Алексей Охлопков: "Это свидетельство более взвешенного подхода НПФ к расходам на привлечение. Практика, при которой агент ежегодно переводил клиентов из фонда в фонд, а потом еще и продавал базы, подходит к концу".
Попытки заключения подобных джентльменских соглашений на рынке управления пенсионными накоплениями предпринимались не единожды, уточняет директор НПФ "Национальный" Светлана Касина. Однако до последнего времени все они проваливались.
Вместе с тем отказ от оплаты проделанной работы агенты могут оспорить в суде. "Насколько сильной будет их позиция, зависит от деталей договоров",-- отмечает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова. Кроме того, несколько агентов уже направили в ФАС жалобы о "создании негласной монополистической коалиции НПФ".
Павел Аксенов




SIA.RU: Главное