Рост уровня бедности вынудил россиян отказаться от товаров не первой необходимости: они стали тратить более 50% доходов на продукты питания. Последний раз такой баланс был в прошлый кризис 2008-2009 годов. Перспектив улучшения ситуации в ближайшее время эксперты не видят.
В феврале 2016 года пищевые продукты с учетом алкоголя и табачных изделий впервые за восемь лет заняли большую часть -- 50,1% -- в обороте розничной торговли России. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ. Предыдущий рекорд был зафиксирован в мае 2009 года, когда доля продуктов достигла 49,6% розничного товарооборота. Для сравнения: в 2015 году продовольствие занимало 48,6% от оборота, а в 2014-м -- 47%. "Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов... и роста бедности,-- известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания",-- поясняют авторы мониторинга.
На продовольственных товарах также можно экономить, но совсем не покупать их нельзя, рассуждает старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк. "Известно, что бедные домашние хозяйства 50% своего денежного дохода, а иногда и больше тратят на еду",-- отмечает она. В институте подсчитали, что в феврале 2016 года реальные доходы россиян в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6,9%, а реальная зарплата -- на 2,6%. Уровень бедности по итогам 2015 года вырос на 2,2 процентного пункта (п. п.), до 13,4%. Снижение уровня жизни отмечает 50% населения, следует из мониторинга РАНХиГС. Ответом на негативные явления в экономике стало сокращение потребительской активности -- в режим экономии вошли не только малообеспеченные, но и средние слои.
Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева говорит, что расходы на непродовольственные товары связаны с покупательской уверенностью, которой сейчас у россиян не хватает. "Помимо расходов на продукты, есть ежемесячные платежи по потребительским кредитам, ипотеке и прочие обязательные траты. В таких условиях большинство россиян либо откладывают покупку автомобилей, дорогой электроники, мебели и т. д., либо вовсе отказываются от нее",-- поясняет она.
При базовом сценарии развития экономики расходы на непродовольственные товары могут начать расти в третьем-четвертом квартале 2016 года, рассуждает госпожа Колупаева. В РАНХиГС указывают, что в оценке изменений экономической ситуации преобладает пессимизм: "Горизонт выхода из кризиса отодвигается".
В Sberbank CIB в начале апреля подсчитали, что индекс потребительской уверенности россиян в первом квартале 2016 года вырос на 2 п. п.-- до минус 22%. "Хотя мы по-прежнему наблюдаем высокую чувствительность к уровням цен и сильную тенденцию к переходу на более дешевые товары",-- отмечали аналитики Sberbank CIB. Так, до 76% увеличилась доля респондентов, чувствительных к уровню цен. До этого четыре квартала подряд она оставалась на уровне 75%. Доля тех, кто перешел на более дешевые товары, достигла 70%.
Анатолий Костырев




SIA.RU: Главное