Так считает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. О состоянии российского ритейла, изменениях в поведении потребителей и «антикризисных» форматах торговли она рассказала на конференции «Россия-2016: есть ли повод для оптимизма?», которая прошла в Иркутске 20 апреля.
[photo 3]
«Бережливые» потребители
Потребительский рынок, по словам Натальи Колупаевой, сегодня во многом является «заложником» внешней конъюнктуры, ситуации на валютном и нефтяном рынке.
«Нефтегазовые доходы составляют около 50% дохода бюджета РФ. В 2015 году цены на нефть показали драматическую динамику. А отсюда вытекают, в том числе, доходы бюджетников, индексации зарплат, пенсий. В дальнейшем все это влияет на способность потребителей прийти в магазин и сформировать свою корзину», – пояснила эксперт.
Падение реальных доходов заставило население изменить стратегию потребительского поведения.
В стране появилась категория «бережливых потребителей»: более 70% россиян сократили свои расходы на товары первой необходимости, более половины вынужденно замещают продукты питания на более дешевые аналоги.
Состояние потребительского рынка, по словам Натальи Колупаевой, во многом зависит от ожиданий, от потребительской уверенности.
«Если мы увидим продолжение восстановления цен на нефть, стабилизацию курса рубля, то можно будет говорить, что дно пройдено, острая фаза кризиса преодолена, а эффект низкой базы прошлого года будет нам помогать видеть замедление инфляции.
В случае улучшения ситуации в секторе производства возможно и улучшение потребительской уверенности. Однако совершенно очевидно, что восстановление экономики будет проходить крайне медленно».
Дискаунтеры и СТМ
Пока же ритейлерам приходится приспосабливаться к текущей – крайне непростой – ситуации, искать способы привлечения потребителей в свои точки.
[photo 2]
Труднее всего приходится гипермаркетам и супермаркетам – форматам с большой долей непродовольственных товаров: «Преимущественно, это импорт, который подорожал. Товары стали менее оборачиваемыми на полке».
Более уверенно себя чувствует формат дискаунтера, предлагающий товары по более низкой стоимости. Фактор цены, по словам эксперта, сегодня – определяющий для потребителей.
«Они даже готовы дробить свои покупки между несколькими магазинами, охотно откликаясь на скидки, которые предлагают разные ритейлеры. Фактор лояльности бренду теряет свою значимость».
Сетям приходится искать новую точку равновесия. Например, сегодня активно развивается производство сетями продукции под собственной торговой маркой (СТМ).
«Если ритейлер ‘попадает’ в ассортимент, он не только получает лояльность потребителя, но и неплохо зарабатывает, потому что в себестоимости производства таких продуктов отсутствуют затраты на маркетинг, продвижение. Рентабельность высокая. Главное – при низкой цене не потерять в качестве».
Конкуренция и консолидация
В целом, по словам эксперта, потребительский рынок сегодня скорее жив, чем мертв. Конкуренция высока. Игроки, позиционирующие себя как долгосрочные инвесторы, готовы приспособиться, переждать момент кризиса и, воспользовавшись ситуацией, нарастить долю рынка.
«Тренд на консолидацию продолжается, – подчеркнула Наталья Колупаева. – Крупные сети, не имеющие проблем с привлечением финансирования, продолжают экспансию в регионах.
Читайте также:
Ситуация логична: сильные стараются завоевать слабых, увеличить долю, получить эффект масштаба, поддержать свою рентабельность за счет более высокой закупочной силы, построения собственной логистики, системы контроля над издержками на всех уровнях цепочки – от производителя до полки в магазине».
В приоритете, по мнению Натальи, в ближайшее время будет развитие малых форматов, в том числе дискаунтеров: «Они, как правило, развиваются на арендных площадях, быстро окупаются. Их можно очень быстро открыть, если неудача – закрыть, переориентировать».
Впрочем, крупные игроки рынка не отказываются и от больших форматов: количество новых супер- и гипермаркетов в стране также будет расти.
Текст: Анна Масленникова
Фото: Андрей Фёдоров