Новости

На авиарынке ужесточился естественный отбор. 15 крупнейших компаний перевозят уже 90% пассажиров

Спад авиаперевозок приводит к тому, что в отрасли усиливаются тенденции к концентрации рынка. В первом квартале этого года удельный вес первой пятерки игроков составил почти 70%, а доля 15 крупнейших компаний превысила 90%. Эксперты полагают, что в этой ситуации ряду авиакомпаний, чтобы выжить, придется искать свои высокомаржинальные ниши, в противном случае неизбежен уход с рынка ряда перевозчиков.

Вчера Росавиация представила результаты работы 35 крупнейших авиакомпаний РФ с января по март. По итогам квартала совокупный объем перевозок пассажиров сократился на 2,8% до 16,5 млн человек. В марте показатель также уменьшился на 2,7% -- до 5,8 млн пассажиров.

В кризис сильнее всего спрос по-прежнему снижается на международных направлениях, здесь в марте было обслужено на 21,4% пассажиров меньше, чем в начале 2015 года,-- чуть более 2 млн человек (падение за квартал -- 22,5%). Объем перевозок в страны СНГ упал на 17,7% до 471,1 тыс. человек, а в дальнее зарубежье -- на 22,5% до 1,5 млн человек.

Внутренние перевозки за квартал выросли на 12,5% до 10,7 млн человек, но этот рост уже не компенсирует падения международных направлений.

Компании при этом увеличили коэффициент занятости пассажирских кресел по всем направлениям: в марте показатель увеличился на 2,9 процентных пункта (п. п.), достигнув 77,9%, а за три месяца -- на 1,1 п. п.

По итогам квартала на рынке начала прослеживается тенденция к концентрации бизнеса. Так, доля первой пятерки игроков ("Аэрофлот", S7, "ЮТэйр", "Уральские авиалинии", "Победа") в перевозках пассажиров выросла с 54,9% до 69%, а удельный вес 15 крупнейших российских авиакомпаний за первые три месяца увеличился с 77% до 90,8%.

В пятерке крупнейших авиакомпаний заметнее всего объем пассажиропотока нарастила S7 (без учета "Глобуса") -- почти на 26% до 1,9 млн пассажиров.

Показатели "ЮТэйр" и "Уральских авиалиний" практически идентичны: 1,2 млн и 1 млн пассажиров при росте на 17,9% и 17% соответственно. Пассажиропоток "Аэрофлота" в первом квартале вырос на 13,9%, составив 6,2 млн человек, его дочерний лоукостер "Победа" нарастил долю в 2,5 раза до 950 тыс. пассажиров. Но "Донавиа" и "Россия" (также входят в группу "Аэрофлот") объемы сократили -- на 35,8% и 21,2% соответственно. Положительную динамику показали еще 16 авиакомпаний, в том числе "Глобус", Azur Air, Red Wings, "Аврора", "Таймыр", "Роял Флайт", "Ангара", "Алроса".

Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов считает, что для многих компаний выходом из сложной ситуации будет поиск высокомаржинальных ниш с низкой конкуренцией. На фоне сокращения провозных емкостей после ухода "Трансаэро" летний сезон, скорее всего, получится пережить, добавляет эксперт, но в осенне-зимний период расстановка сил на рынке может измениться: при продолжении концентрации некоторым компаниям, возможно, придется уйти с рынка.

Елизавета Кузнецова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное