Уже через месяц Российский союз автостраховщиков (РСА) намерен запустить систему так называемого единого агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах. Победить дефицит автополисов на этих территориях в РСА фактически решили с помощью лотереи: каждой страховой компании случайным способом присваивается массив последних трех цифр техпаспорта автомобиля. Таким образом, каждому автовладельцу путем случайного выбора "назначается" свой страховщик. Защитникам автомобилистов схема не нравится — они настаивают на сохранении осознанного выбора страховщика.
Как стало известно "Ъ", президиум РСА вскоре намерен утвердить концепцию так называемого единого агента по продаже полисов ОСАГО в проблемных регионах. Напомним, как минимум в трех субъектах РФ купить полис ОСАГО достаточно сложно — речь идет о Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях. Активность автоюристов, отсуживающих у компаний большие суммы после ДТП, по словам страховщиков, делает их бизнес там сильно убыточным. Из-за этого автовладельцы из этих регионов вынуждены отстаивать многочасовые очереди за ОСАГО или отправляться за обязательным полисом в соседние области. Регулирующий рынок Центробанк требует ликвидировать дефицит полисов — в ответ страховщики придумали способ распределить убытки на "токсичных" территориях.
По сведениям "Ъ", основой концепции единого агента станет многостороннее соглашение между страховщиками, по которому они выступят агентами друг друга. Согласно проекту решения президиума РСА, каждой компании случайным образом присваивается массив трехзначных номеров, количество которых равно доле страховой компании, рассчитанной в соответствии с утвержденным принципом распределениях договоров. Затем все владельцы автомобилей, номера ПТС (техпаспорта) которых заканчиваются на номер из массива, заключают договор с "назначенным" им страховщиком. Как пояснили "Ъ" в РСА, запуск системы единого агента планируется на 1 июня 2016 года. Накануне этого на сайте РСА будут опубликованы таблицы соответствия трехзначного окончания ПТС страховщикам. Вооружившись ими, автовладелец сможет узнать, полис какой компании ему продадут в офисе любого страховщика региона.
По его словам, у западных страховщиков также есть категории сверхубыточных клиентов, которых компании не хотят страховать. "Впрочем, ситуация, когда целые регионы оказываются убыточными, уникальна,— говорит господин Знаменский.— Подобный перекос связан с государственным регулированием тарифов ОСАГО".
Читайте также:
Пока компании еще не завершили обсуждение квоты присутствия страховщиков в системе единого агента. Ситуация, при которой эта доля рассчитывается из объема премии, полученной по ОСАГО в целом, не устраивает крупных страховщиков. "Но в любом случае для потребителей система единого агента не создаст трудностей",— говорят в союзе.
В этом уже сомневаются защитники автомобилистов. "Эта идея плоха тем, что лишает автовладельца осознанного выбора страховщика,— говорит координатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов.— Сейчас страховщик выбирается по принципу близости офиса на основе статистики выплат. Схема навязывает водителям кота в мешке. Кроме того, если реализуется инициатива страховщиков по выплате ОСАГО преимущественно через ремонт, у автовладельца не будет возможности выбрать страховщика с набором подходящих станций техобслуживания".
Татьяна Гришина